Развитие интеллектуального потенциала — высший приоритет для нынешнего Китая
Илья Эренбург в 1943 году писал: «Любой период полностью определяется последним днем этого периода». Я с этим согласен. Вполне возможно, в ближайшее время нас всех «слегка тряхнет»; будем надеяться, что не очень сильно. В любом случае, полезно подвести промежуточные итоги развития и определить, чего добились ведущие страны мира на 2016 год.
Я просмотрел комментарии к моей предыдущей статье. Затем я нашел и проработал дополнительные источники информации, включая данные Мирового Банка о добавленной стоимости, созданной обрабатывающей промышленностью, для всех стран мира, в долларах по текущему курсу.
В приведенной ниже таблице содержатся, для 12 стран, скорректированные данные:
— Добавленная стоимость обрабатывающей промышленности (ДСОП) и, в ее рамках, добавленная стоимость высокотехнологичных отраслей (ДСВО), в расчете на душу населения, в 2016 году, в долларах, в пересчете по текущему курсу (разумеется, примерно), по убывающей.
— Добавленная стоимость высокотехнологичного (электронно-информационного) сервиса или ВТ сервиса, на душу населения, в 2016 году, в долларах, по текущему курсу (моя оценка, на основе перечисленных ниже показателей):
Германия: ДСОП $8600, ДСВТ $6600, ВТ сервис $6000-7000.
Южная Корея: ДСОП $7500, ДСВО $6000; ВТ сервис $6000-7000.
Япония: ДСОП $7000, ДСВТ $5000, ВТ сервис $6000-7000.
Америка: ДСОП $5500, ДСВТ $3500, ВТ сервис $9000-10.000.
Италия: ДСОП $3800, ДСВТ $2800, ВТ сервис $6000-7000.
Франция: ДСОП $4000, ДСВТ $2500, ВТ сервис $6000-7000.
Великобритания: ДСОП $3700, ДСВТ $2400, ВТ сервис $6000-7000.
Испания: ДСОП $4000, ДСВТ $2200, ВТ сервис $5000-6000.
Польша: ДСОП $3200, ДСВТ $2100, ВТ сервис $3000-3500.
Китай: ДСОП $3600, ДСВТ $1600, ВТ сервис $1200-1500.
Турция: ДСОП $1800, ДСВТ $600-700, ВТ сервис $800-1000.
Россия: ДСОП $1200, ДСВТ $400-500, ВТ сервис $600-800.
С ходу скажу, я не ожидал, что у России такие скверные показатели развития обрабатывающей промышленности. По объему произведенной добавленной стоимости, Россия оказалась на 15-16-м месте в мире, ниже Индонезии. А в расчете на душу населения, Россия уступает Мексике, Турции, Таиланду. Хотя остается выше Бразилии ($850 на человека). Китай, как обычно, оказался между развитыми странами и развивающимися.
Россия многого добилась в добывающих отраслях, но какое это имеет отношение к высоким технологиям? В целом, Россию можно назвать существом с рудиментарным мозгом (низким интеллектуальным потенциалом) и довольно мощной мускулатурой. Это особенно заметно при изучении высокотехнологичного сервиса и величины его добавленной стоимости.
Прямых данных я не нашел, поэтому я произвел «авторскую оценку» на основе следующих главных показателей, чьи величины, для 2016 года, мне более-менее известны:
Производство и потребление программного обеспечения, объемы электронной (через Интернет) розничной торговли, объемы электронных платежей через мобильники, число принятых патентных заявок, доля расходов на НИОКР в ВВП; суммарная рыночная капитализация и объем продаж ведущих фирм в сфере электронной промышленности и Интернета, для каждой страны.
Что же оказалось? Америка является здесь безусловным мировым лидером. В течение многих лет Америка «истребляла» свою промышленность, а взамен развивала, в максимально возможной степени, наиболее передовые сегменты сферы обслуживания. Четыре главные западноевропейские страны, Япония и Южная Корея сильно уступают Америке в информационно-электронном сервисе, но находятся впереди прочих стран мира.
В отношении Китая, я, скорее всего, сильно преуменьшил все его показатели (это лучше чем преувеличить). Например, в 2016 году электронные платежи с мобильников достигли здесь $8,6 триллиона (!), против около $112 миллиардов в США. (Недавние данные The Economist и Wall Street Journal). Это очень много говорит и об уровне развития китайского высокотехнологичного сервиса, и о реальных размерах китайской экономики. А количество принятых в 2015-2016 годах патентных заявок оказалось большим, чем в США, Японии и Германии вместе взятых.
Ясно, что развитие интеллектуального потенциала — высший приоритет для нынешнего Китая. Со всеми вытекающими последствиями.
А в России, с ее отрицательной селекцией во властной вертикали, одурманиванием-одурачиванием населения и деградацией системы образования, ситуация развивается в прямо противоположном направлении. Например, объем электронных закупок в розничной торговле и потребительском сервисе в 2016 году едва ли достиг 50 долларов на человека. Это несмотря на многие миллионы компьютеров и смартфонов. А в Китае и развитых западных странах этот показатель был в десятки раз больше.
А количество принятых в РФ патентных заявок… лучше и не сравнивать.
Не я один в составляю такие таблицы и делаю довольно очевидные выводы. Многие американские (а равно канадские и британские) интеллектуалы вынуждены сейчас рассуждать на классическую тему: «Почему все стало так плохо, когда все было так хорошо?»
А точнее, они видят у своих дверей дядю отталкивающей наружности с топором в руках, а при нем мерзкую собачонку, пожалуй что бешеную (надеюсь, не нужно объяснять who is who).
И приходится в поисках остро необходимых новых союзников отказываться от многолетних стереотипов.
Очень интересную трансформацию претерпел еженедельник Newsweek, один из самых популярных в Америке и известный своей очень твердой антитрамповской и антипутинской позицией. В номере от 22 сентября (сс.16-17) появилась статья — перепечатка из прекрасно мне известного пекинского еженедельника Beijing Review! — в которой доказывалось, что старая классификация «страны с формальной демократией против стран без формальной демократии» совершенно устарела; и что следует ввести новую классификацию «страны, которые управляются хорошо и добиваются успеха, против стран, которые управляются плохо и пребывают в хаосе или стагнации».
Вот это трансформация! Даже сравнить не с чем.
А несколько дней спустя электронная версия Newsweek поместила заметку, которая утверждала, что государство чучхе («главное тело», ‘сютай’ на японском и ‘чжути’ на китайском) «отказалась от коммунизма десятки лет назад» и уж точно не имеет ничего общего с нынешним Китаем… «А идея (Трампа), что Китай может (самостоятельно) разобраться с этим делом, просто бред».
Сходную трансформацию начал лондонский еженедельник Economist… Но это уже тема для другой статьи.