Иван Тютрин: «Россия может стать нормальным современным государством»

20 мая участники Форума свободной России проведут вторую Антивоенную конференцию. Об этом сообщилсооснователь форума Иван Тютрин. «Будет представлен большой объединенный проект российской оппозиции, работа над которым пока что ведется непублично», — рассказал Тютрин. Мероприятие будет закрытым для участия без приглашения, но транслироваться в эфире. Иван Тюрин поговорил с «Утром Февраля» о повестке конференции.

 

Это впервые будет закрытое мероприятие форума?

— Когда мы открывали Форум свободной России в 2016-м году, мы объявили открытый формат, на форум могли приехать все желающие. Но, естественно, были фильтры: чтобы не попали провокаторы и другие деструктивные элементы. Был фильтр политический, мы не пускали «крымнашистов», представителей партии власти и представителей сомнительных организаций, например, на все Форумы свободной России присылало заявку Российское посольство в Литве. Естественно, мы их не аккредитовывали. Формат — формально открытый для всех участников, но с фильтрами. Активисты должны были представить две рекомендации от известных участников — активистов или экспертов форума. В этот раз мы отказались от этого принципа. Во-первых, российские активисты сейчас в принципе не могут приехать. Во-вторых, конференция носит более экспертный характер, для более содержательного мероприятия закрытый формат подходит больше. Мы ограничиваем участие для конференции в сто человек. Остальные могут следить за мероприятием в онлайн-трансляции.

Повестка конференции — война?

— Конечно, никакой другой темы у российской оппозиции сейчас быть не может, особенно с момента начала ее острой фазы — с 24 февраля. Известно, что Россия начала войну против Украины в 2014 году. На мероприятии будут рассматриваться разные аспекты войны. Предстоящая Антивоенная конференция — это российское мероприятие, поэтому одной из тем для обсуждения будут последствия путинской военной авантюры для России, социально-экономические и политические аспекты. Ну и отдельный вопрос — процессы консолидации внутри российской оппозиции, этот процесс после 24 февраля вселяет осторожный оптимизм, потому что существовавшие разногласия, например вокруг проблемы возврата аннексированного Крыма — мы с самого начала выступали за то, что возврат оккупированных Россией территорий является обязательным условием, в то время как у других российских оппозиционных групп позиция по этому вопросу существенно отличалась. После 24 февраля «крымский вопрос» рассматривается в российской оппозиции практически единодушно. Возможности для взаимодействия стало больше.

Какими вам видятся возможные сценарии развития событий?

— Совершенно очевидно, что целью Путина была вся Украина. В этом смысле Путин уже проиграл, и я не верю в возможность значительного продвижения путинской армии на запад. При этом он будет продолжать пытаться оказывать военное давление на Украину, к сожалению, не прекратятся и бомбардировки гражданских объектов в разных районах Украины. Но общий тренд уже очевиден: первое — санкции, которые наложены на путинский режим, в течение нескольких месяцев приведут к серьезным экономическим последствиям, возможно, к экономическому коллапсу; второе — общественное мнение на Западе уже сдвинулось настолько, что сейчас руководство стран, которые всячески увиливали от военной поддержки Украины, было вынуждено изменить позицию, и Украина начинает получать необходимое тяжелое вооружение, и это значит, что военно-технологический потенциал Украины в скором времени будет превосходить российский. В результате у украинцев появляются хорошие шансы на победу в войне, будем надеяться, что победа Украины будет ознаменована водружением жовто-блакытного прапора над Севастополем и возвратом всех оккупированных территорий.

Что будет с Россией после войны?

— Думаю, что после поражения начнется обратный отсчет путинского режима. Теоретически возможен вариант окукливания страны и превращения ее в своего рода Северную Корею — наверное, такой сценарий исключать нельзя. Но наиболее вероятный — сценарий физического устранения Путина со стороны людей из его окружения. Ну и потом появится окно возможностей, игровая ситуация, которая может позволить начать процесс переучреждения России, создания демократического современного государства. Произойдет это, конечно, только в случае прихода к власти в стране тех, кого принято называть оппозицией. В этом случае в первоначальном плане действий должен быть безоговорочный возврат Крыма и освобождение оккупированных территорий, если этого к тому времени не произойдет. Это выплаты репараций. Это использование российских замороженных активов на восстановление Украины. Россия должна проделать путь покаяния и совершить определенный набор действий, которые предоставят ей возможность в будущем стать членом международного цивилизованного сообщества. Исторически у нее такой шанс был. Россия может стать нормальным современным государством.

Экономисты говорят, что Россия не будет выплачивать репарации.

— Какая Россия не будет? Путинская — не будет. А постпутинская — будет. Эти дискуссии можно было вести до 24 февраля. До этого у российской оппозиции очень модной была тема возврата (невозврата) Крыма. Тех, кто говорил, что Крым надо вернуть, российские «либералы» пытались называть маргиналами. Это касается в первую очередь Форума свободной России. Сейчас ситуация резко поменялась. Возврат Крыма и восстановление Украины — обязательные условия. Это не экономический вопрос, это вопрос политический.

Как историк стал политиком?

— Очень просто. Я преподавал историю в школе, в тот момент, когда я стал политическим активистом, мне стало ясно, что мой образ «правильной», цивилизованной России — демократического государствасильно не соответствует тому, что происходит в современной России. Тогда уже был захвачен НТВ, к власти пришел офицер КГБ, что для меня было важным сигналом, был возвращен советский гимн, начался передел собственности и атака государства на компанию «ЮКОС». И Беслан. После событий в Беслане, когда российские танки расстреливали школу вместе с заложниками, я стал искать возможности присоединиться к оппозиции.

Вопрос к историку: если сейчас, после победы Украины, наложить на Россию жесткие репарации — не появится ли у нее повод для агрессии, как у Германии после Первой мировой?

— Может, появится. Но это не должно быть проблемой Украины. Российская армия, российское государство совершило чудовищное преступление. И мы можем рефлексировать и думать, как же себя будут чувствовать россияне. Совершили преступление — должны понести наказание. Просто так поменять руководителя (мы сменили Гитлера) — не работает. Ребята, как прежде не будет, вы должны пройти определенный путь для того, чтобы получить шанс жить в здоровом государстве. Помимо репараций должен быть ряд других действий. Например, демилитаризация. Например, взятие под контроль и снижения ядерного потенциала. Ядерная угроза — это последняя карта в рукаве Путина, и это реальная проблема. Обезумевший российский диктатор может ею воспользоваться.

Не сомневаюсь, позиция Украины будет играть серьезную роль в объеме тех наказаний, которые Россия должна будет понести. Мне кажется неправильной постановка вопроса о том, что что-то не понравится России, это сильно вторично.

Мы знаем, как происходила денацификация в Германии. Как это будет происходить в России?

— Когда мы говорим о будущем — ступаем на зыбкую почву прогнозов. Все рассуждения и прогнозы многих известных экспертов после 24 февраля ничего не стоят — началась новая реальность. Каждый раз, когда мы делаем прогноз, мы должны понимать, что количества вводных не хватает и события могут и будут происходить иначе. Из очевидных — суд не только над военными преступниками, но и российскими пропагандистами: их многолетняя разрушительная работа превратила значительную часть российского населения в зомбированную неадекватную массу. Этому «глубинному народу» нужно будет начать доносить объективную информацию, и в первую очередь, о чудовищных преступлениях российской армии в Украине. Нужно попытаться привести их в чувство, уверен, какой-то части народа возможно вернуть адекватность. Есть и глобальные вопросы — необходимость построения новой конфигурации международной безопасности, которая не позволит ни России, ни любой другой стране совершать подобные вещи. Очевидно, существующая система международной безопасности уже не отвечает современным реалиям.

Практическая польза Антивоенной конференции какая?

— Конференция позволяет собрать вместе серьезных экспертов и с разных сторон рассмотреть ключевые вопросы, так сказать, «сверить часы». Для европейских политиков и экспертов, которые приедут в качестве участников, в том числе у нас будет ряд депутатов Европарламента, — это возможность услышать позицию российских политиков и экспертов, выступающих против войны, готовых комплексно решать проблему «правильных русских». Отдельный важный вопрос сегодня — процессы консолидации российской оппозиции и работа по созданию объединенного политического субъекта, необходимость появления такой структуры осознается сейчас многими.  

Главная / Статьи / Интервью / Иван Тютрин: «Россия может стать нормальным современным государством»