Иван Тютрин - о задачах проекта "Кадровый резерв"
России необходим демократический транзит, с которым страна столкнется после 20-25 лет пребывания Владимира Путина у власти. А для этого необходимо наличие профессионалов, которые смогут наладить работу новой системы управления. Так полагает ответственный секретарь Форума свободной России Иван Тютрин.
В связи с этим ФСР объявил о наборе желающих вступить в кадровый резерв свободной России «с целью создания сообщества активистов, предпринимателей, ученых, деятелей культуры, видящих Россию в будущем частью цивилизованного мирового сообщества и готовых участвовать в осуществлении «демократического транзита» в нашей стране». О том, что это за проект — разговор с ответственным секретарем Форума свободной России Иваном Тютриным.
— Кадровый резерв. Что это, расскажите подробнее? Вы ориентируетесь на россиян, живущих сейчас за границей или в России?
— Мы идем с постановки проблемы. Каким бы крепким ни выглядел путинский режим сегодня, подобные системы падают достаточно быстро. Мы не знаем, когда это произойдет, сценария этого падения, но уже сегодня совершенно очевидно, что постпутинской России будет необходим демократический транзит, с которым страна столкнется после 20-25 лет пребывания Путина у власти. Она столкнется с огромным количеством проблем, которые станут прямым следствием нынешней системы управления: за годы путинского правления уничтожены все демократические институты, в России так и не создана современная инфраструктура, процветают клановость и кумовство.
Мы наблюдаем по сути негативную селекцию, где родственники окружения Путина назначаются на высшие государственные посты, а активные и образованные люди ищут пути выезда за границу. И сейчас мы оказались в ситуации, когда несколько десятков тысяч людей, русскоговорящих, которые живут по всему миру, работают и часто добиваются успеха. Они оказываются в конкурентной среде, профессионально растут и при этом пока что находятся в российской орбите. Они уехали, работают, но следят за происходящим в России
— С прицелом вернуться назад?
— В том числе. Но сейчас внутри России осталось очень мало людей, которые в состоянии быть эффективными в состоянии России будущего, т. е. демократического транзита. Свежие огурцы, попадающие в банку к соленым, постепенно становятся солеными, так люди, которые 10-15 лет находятся внутри путинской системы с ее проблемами, неизбежно начинают мыслить в категориях этой конструкции. Кадровый резерв нацелен на постпутинское время. Нам нужно сообщество русских профессионалов, которые в ситуации падения режима смогут вернуться и осуществлять демократический транзит.
— Это что-то похожее на то, чем занималась команда Кудрина, что нужно работать в самоуправлениях, создавать профессионалов на всех уровнях.
— Подобного рода заявления от представителей российской власти звучат много лет, но дальше деклараций дело никогда не идет: в стране со сверхцентрализацией и тотальной коррупцией, пронизывающей все сферы, подобные заявления являются профанацией. Эти так называемые управленцы, являются частью путинской системы и находясь там, где система и механизмы принятия решений заточены под абсолютно другие вещи, ни о каком росте профессионализма говорить не приходится.
— Россия, хочет кто этого или не хочет, все равно в какую-то сторону движется. И те, кто ее покидают уже не следуют с ней вместе и, покинув ее, живут в других условиях, отрываются от почвы. Уже не получается синхронно двигаться с российским обществом. Нет такой опасности десинхронизации?
— В каких-то случаях это может быть фатальным. Люди теряют связь с родиной и больше себя с ней не соединяют. Но, я считаю, что в большинстве случаев — это фактор позитивный. Когда ты оказываешься внутри России, ты неизбежно перенимаешь вещи, которые происходят вокруг тебя. Я сужу по своим знакомым. Еще несколько лет назад они были прогрессивные, прозападные люди, а сейчас даже не понимают, насколько деформированным становится их сознание. У них это происходит медленнее, чем у 86%, которые детей наряжают в пилотки и делают танки из колясок, но происходит. И мы как раз рассуждали, что утрата синхронизации (сохранение русской идентичности, а с другой стороны — профессиональный рост в конкурентной среде) очень полезна.
Есть хороший пример с Украиной, которая не находилась в таком кризисе, как Россия, работали институты и не было 18 лет персоналистского режима. После того как убрали Януковича, и украинская нация выбрала вектор европейского развития, выяснилось, что переход осуществлять непросто, элементарно не хватало кадров. Вызовы, которые будут стоять перед русским транзитом в разы выше. Степень запущенности и деградации институтов больше, плюс расстояния. Иными словами, нужны несколько тысяч человек, которые в состоянии профессионально работать. У нас нет ответов на все вопросы. Мы пока пытаемся наладить обратную связь. Стратегически мы должны выстроить сообщество профессионалов по всему миру. Конечно пути не закрыты и для тех, кто из России.
— Вероятные сложности, наверное, могут отпугнуть людей. Кадровый резерв, наверное, будет предметом для наблюдения.
— Мы предельно закрыты с точки зрения организационных аспектов и уделяем этому гораздо больше внимания, чем раньше. Форум свободной России — политическая структура, а Кадровый резерв — это не политическая история. Главное, чтобы люди были профессионалами и разделяли базовые ценности — считали Россию частью цивилизованного международного сообщества. Если вы «крымнашист» и ездите на Донбасс — вам с нами не по пути.
— Вы категорически отрицаете участие людей с таким взглядом, не намерены с ними вообще никак взаимодействовать?
— Мы считаем, что нам нужны несколько тысяч профессионалов, людей с определенным ценностным набором. Если вы воюете в Сирии и поддерживаете политику нынешней России, то ваш нынешний ценностный ряд далек от того, что должно быть в демократической России будущего. 18 лет путинизма в России наглядно показали, что никакого вкладывания в человеческий капитал в существующей системе быть не может. Негативная селекция, о которой я говорил, клановость, коррупция в условиях затаптывания свобод — в этих условиях этого невозможно сделать. Свобода является базовой составляющей для конкурентоспособности страны, поэтому люди, которые самореализуются в условиях свободы в цивилизованных странах — это наша целевая аудитория. Люди внутри России тоже могут участвовать, хотя определенные риски есть.
Очевидно, в сегодняшней России есть значительное количество людей, обладающих адекватными демократическими базовыми установками, они находятся во внутренней эмиграции, занимаются собственным развитием, но у них нет активной политической повестки. Они в этом проекте могут смело участвовать. За первую неделю пришло 300 заявок, большинство из которых являются гражданскими активистами, но есть часть людей, которые далеки от политики.
— Кадровый резерв — это не правительство в изгнании?
— Нет. Повторяю, это сообщество русских профессионалов, которые находятся в основном за рубежом, ценностный взгляд которых совпадает с нашим, которые видят Россию частью цивилизованного международного сообщества и которые еще не сошли с русской орбиты и смогут потом вернуться для того, чтобы реализовывать свой потенциал в новой демократической России. Что касается протоправительства — это больше касается Постоянного комитета Форума свободной России, который избран представителями различных политических течений. Кадровый резерв — это вопрос будущего.
— Вы смотрите на Россию как на федерацию?
— Вертикальная Россия чудовищно неэффективна. Только федерализм в состоянии сложить фундамент нормального будущего.
— Вы подсчитывали, сколько необходимо таких «русских профессионалов» для осуществления демократического транзита?
— Мы не подсчитывали, чем больше — тем лучше. Мы вырабатываем пока саму схему.
— Вокруг форума сложился, в первую очередь в России, такой нарратив, что вы — революционеры. Вы революционеры?
— Мы не думаем о том, что думают они. Их мнение нас категорически не интересует, пропаганда на то и пропаганда. У участников Форума свободной России может быть различное видение возможных сценариев смены режима в России, но, очевидно, что революционный сценарий является одной из возможной опций, наравне, например, с глобальным внешнеполитическим поражением России или физическим уходом Путина и т.д. При этом можно точно утверждать, что нет никаких шансов на смену существующего режима в результате электоральных процедур, которые по недоразумению некоторые продолжают называть «выборами — в России выборов давно нет.
— Вам не кажется, что некоторые люди после жизни и обустройства за рубежом не будут склонны возвращаться в Россию?
— Безусловно, какое-то количество людей возвращаться не захочет, но кто-то обязательно захочет поработать на благо своей родины, применить свой накопленный профессиональный опыт. Это вопрос и национального самосознания, ностальгии, а может и желания ответить на исторические вызовы. Подобные процессы происходили в разных странах и я не вижу причин, почему Россия должна стать исключением.
— Все же большая часть граждан России поддерживают систему Владимира Путина. Будут ли ваши профессионалы восприниматься россиянами?
— Проблема, конечно, есть. Сейчас в людях воспитывается противопоставление: здесь и там. Но, я надеюсь, что этот постимперский морок все же развеется и люди взглянут на ситуацию иначе. Мы видели, как это происходило в начале девяностых прошлого века. Мы все риски понимаем, но если люди будут оставаться в матрице имперской советской мифологии — будущего у России нет. И я надеюсь, что успех проекта Кадровый резерв и Форума свободной России в целом могут стать одной из движущих сил по превращению России в цивилизованное современное государство.