Антон АВРАМЕНКО. Тезисы о деколонизации

Полномасштабное вторжение в Украину по замыслу кремлевских старцев должно было стать триумфом российского империализма. Вопреки желаниям Москвы успешное сопротивление российской агрессии со стороны Украины качнуло маятник в противоположную сторону. В реальности благодаря решительности и героизму украинского народа эта война становится следующей ступенью деколонизации пространства самой имперской России. В бывших постсоветских республиках усиливается желание выйти из зоны влияния России и освободиться от надзора Москвы, сохранившихся и после крушения СССР, в том числе при помощи таких кремлецентричных структур как СНГ и ОДКБ. А для регионов Российской Федерации война в Украине стала яркой иллюстрацией с одной стороны колониальной политики Москвы, а с другой стороны слабости Москвы, иллюзорности её всемогущества.

Для дальнейшего развития дискуссии о том, «какая деколонизация нам нужна», хочется кратко высказать тезисы касательно своей позиции по данному вопросу.

   1. Единственным выгодополучателем от российского империализма является Москва.

Российское государство – это не какое-то вечное явление. Оно возникло всего 5 веков назад после распада Золотой Орды. Современная Россия является империей с чётко выраженной метрополией – Московским регионом, Московией, территорией исторической Владимирской (Северо-Восточной) Руси. Этот регион в ходе многовековой экспансии захватил и подчинил себе земли и государства других славянских, финно-угорских, тюркских, кавказских и других коренных народов Современной России.

 

Имперская политика Москвы преследует конкретную цель – доминирование как минимум в Северо-Восточной Евразии, а как максимум во всём Старом Свете, и обеспечение собственного процветания за счет эксплуатации других регионов и народов. Эту цель не изменили ни установление советской власти, ни её крушение и установление нынешнего реваншистского режима. Доминирование Москвы – это комплексное явление. Оно имеет множество измерений – политическое, экономическое, культурное и другие.

   2. Русскоязычное население России заинтересовано в деколонизации не меньше коренных народов.

Деколонизацию России чаще всего представляют как борьбу коренных народов против русского колониализма. Действительно, сегодня наиболее последовательными и активными сторонниками деколонизации являются именно представители коренных народов – бурят, саха, нохчи, татар, калмыков и других. Тем не менее русскоязычное население регионов в современной России также является объектом колониальной политики Москвы и тоже заинтересовано в деколонизации.

Русский народ в сегодняшнем виде есть продукт последовательного сознательного имперского процесса создания единой нации, происходившего на протяжении последних 5 веков, продукт сознательной последовательной русификации. С одной стороны, он заключался в ассимиляции нерусскоязычных народов России. Если 5 веков назад они составляли по разным оценкам до 50% населения территории нынешней России, то сейчас лишь около 20%. Но, с другой стороны, создание единой нации происходило и за счет уничтожения самобытности и унификации русских народностей – казаков, поморов, новгородцев — русских жителей Северо-запада, — и других.

В результате к сегодняшнему дню сложилась двоякая ситуация. Официально транслируется, что 80% населения России составляет единый русский народ. В реальности же вернее говорить о существовании нескольких русских народностей, являющихся потомками и коренных народов своих регионов, и переселенцев. Это народности с одним языком, но различными диалектами, регионами проживания, интересами, историей и ментальностью, – волжане, уральцы, сибиряки, казаки Юга России, северяне, дальневосточники и москвичи. При этом последние фактически узурпировали политические права, экономические ресурсы и право развивать и транслировать культуру. Москва стремится подменить разнообразные интересы регионов федерации собственными интересами.

Эта узурпация происходила путем векового насильственного подавления субъектности жителей регионов и проведением политики выстраивания москвоцентричной системы:

— захват Москвой других русских княжеств и республик;

— перманентные репрессии против региональных элит;

— подавление местного самоуправления;

— предоставление власти в регионах московским наместникам;

— перенаправление в Москву финансовых и товарных ресурсов;

— выстраивание в стране замкнутой на Москве транспортной системы;

— подавление региональных культур;

— унификация языка;

— уничтожение памяти о локальной истории;

— формирование национального мифа, в котором история Москвы подменяет собой историю народов России.

     3. Деколонизация должна привести к возвращению политической власти местным сообществам.

Первое измерение современного российского колониализма политическое – население регионов практически отстранено от влияния и на внешнюю, и на внутреннюю политику государства, и на определение политики самих регионов. Региональные и национальные элиты подвергаются многовековым репрессиям. Как итог сегодня губернаторы и главы регионов в массе своей – это назначенные Кремлем менеджеры, не имеющие связей в регионе, не представляющие и не отстаивающие интересы своих регионов.

Поэтому первейшей задачей деколонизации современной России должно быть предоставление народам России, регионам России, местным сообществам права самим определять свою судьбу. При этом деколонизация должна стать инструментом политической демократизации, а не ещё большей авторитаризации власти, как это произошло в бывших советских республиках. Когда на смену авторитарному коллективному правлению Партии пришло еще более авторитарное правление узких кругов местной элиты, или как, например, в Айзербаджане династии. Поэтому деколонизация должна содержать в себе комплекс мер:

— изгнание Москвы из политической жизни регионов;

— создание в регионах институтов гражданского общества — независимых от власти судебной системы, СМИ, некоммерческих организаций, конкурирующих политических партий, независимых профсоюзов;

— расширение горизонтальных политических практик — местного самоуправления, референдумов, советов, выборности полицейских и судей.

Конкретная политическая форма деколонизация, будет ли Россия преобразована в реальную федерацию, станет ли конфедерацией или распадется на ряд независимых государств – это принципиальное решение также должно быть принято самими гражданами, а не быть результатом сговора элит или навязанной волей зарубежных великих держав.

     4. Деколонизация России должна обеспечить большую безопасность в российских регионах и мире.

Современная Россия является, с одной стороны, пространством беззакония, пространством «жизни по понятиям», где здоровью, жизни и имуществу государства угрожают как всесилие и безнаказанность государства, так и отсутствие действенной защиты от криминальных сил. С другой стороны, сама Россия, формально будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, сегодня является агрессором по отношению к соседним странам и источником угрозы глобального конфликта и ядерной войны.

Но и процесс деколонизации будет неизбежно связан с громадными рисками безопасности и возможности возникновения:

— конфликтов на национальной почве;

— конфликтов из-за пограничных территорий;

— интервенции внешних стран;

— военной интервенции Москвы с целью восстановления имперской России;

— возникновения «провалившихся государств», неспособных обеспечить безопасность граждан и являющихся прибежищем для экстремистов;

— установления диктатур, нарушающих права граждан.

Политика деколонизации должна быть инструментом обеспечения безопасности в регионе и мире, безопасности и для стран, и для каждого гражданина. Деколонизация должна пройти между Сциллой и Харибдой решения уже существующих в России проблем безопасности и недопущения реализации рисков новых угроз безопасности.

Поэтому политика деколонизации должна содержать в себе комплекс мер обеспечивающих безопасность. Такими мерами должны стать:

— люстрация;

— недопущение формирования привилегированных политических субъектов (как это было с Россией после распада СССР);

— лишение России постоянного членства в Совбезе ООН;

— недопущение националистических и религиозных экстремистов в политическое поле;

— недопущение присутствия иностранных войск.

5. Деколонизация должна обеспечить экономическое развитие российских регионов.

Другое важнейшее измерение российского колониализма – экономическое. Сознательная сверхцентрализация управленческих функций, ресурсов и богатства регионов в Москве обеспечивает жителям метрополии уровень жизни, сопоставимый с уровнем жизни в ведущих развитых странах, в то время как уровень жизни в регионах колеблется от уровня развивающихся стран до уровня слаборазвитых стран. И если в 20 веке привилегированное положение Москвы хотя бы частично могло быть оправдано экономическим ростом в стране в целом, то в 21 веке сформировалась паразитическая политэкономическая модель при которой процветание Москвы происходит на фоне стагнации и даже деградации регионов. Москве достаются прибыли, повышение уровня жизни, улучшение экологии и инфраструктуры, а регионам – издержки, падение уровня жизни и деградация среды проживания.

Успешная деколонизация должна быть направлена на выравнивание этих дисбалансов между Москвой и регионами и выстраивание механизма устойчивого развития. Мерами данного выравнивания должны быть:

— возвращение в регионы управленческих функций;

— децентрализация финансовых потоков;

— оставление налогов на местах;

— децентрализация транспортной системы и товарных потоков.

При этом деколонизация не должна быть направлена на бессмысленные тотальное разрушение экономических связей и фрагментацию экономического пространства, ведущих к экономической деградации и примитивизации экономики, как это произошло при распаде Советского Союза. С экономической точки зрения не видится рациональным распад России на 80 независимых государств. Такие экономически несамодостаточные образования, большая часть из которых не имеет выхода к морю, заведомо обречены на экономическую и, как следствие, политическую и культурную деградацию и потерю суверенитета. В случае распада России на новые государства они должны быть жизнеспособны как в экономическом, так и в политическом смысле.

Для минимизации экономических шоков при деколонизации было бы логичным сохранение единой валютной и таможенной зоны, а также сохранение свободы передвижения людей и товаров.

6. Деколонизация должна обеспечить расцвет культур народов России.

Третье измерение колонизации – культурное. На протяжении всех пяти веков существования России государство то в более жесткой и открытой, то в несколько более мягкой и скрытной форме проводит политику русификации. Многонациональное заменяется русским, а русское – московским. Жертвами подобной колониальной политики являются и коренные народы России, и русскоязычное население регионов. В значительной степени русскоязычное население регионов является потомками как русских переселенцев, так и обрусевшего коренного населения регионов. При этом политика Москвы направлена на ликвидацию региональных субэтнических специфики и идентичности. Унифицируются языки, менталитет, обычаи, проводится культурная политика, не позволяющая сформироваться региональным культурным центрам.

Деколонизация культуры российских регионов предполагает освобождение от влияния колониальных структур и практик, которые могут привести к неравенству, дискриминации и потере культурной идентичности. Этот процесс должен быть направлен на восстановление и признание собственной культурной истории, языка, традиций и идентичности. Этот процесс может включать в себя несколько аспектов:

— признание и уважение культур и языков местных народов. Содействие сохранению и развитию языков и культур местных этнических групп. Уважение традиций, обычаев и религиозных практик местных сообществ;

— поддержка, сохранение и развитие культурного разнообразия в регионах. Что включает в себя признание и уважение традиций, языков, обычаев и историй народов, населяющих различные регионы;

— укрепление местных сообществ. Продвижение участия местных жителей в принятии решений, касающихся их собственного региона. Это может включать в себя разработку механизмов для обеспечения активного участия местных сообществ в политической и социальной жизни;

— исследование и восстановление истории регионов. Проведение исторических исследований с участием местных историков. Восстановление истории до периода колонизации и восстановление исторической справедливости;

— образование и освещение истории. Реформы в образовательной системе, направленные на более объективное и полное изучение истории региона. Это важно для того, чтобы избежать искажения исторических фактов и формирования стереотипов;

— снижение стереотипов и предвзятости. Проведение образовательных программ, направленных на изменение негативных стереотипов и предвзятости в отношении местных культур и народов. Поддержка культурного обмена и диалога между различными этническими группами;

— борьба с дискриминацией и неравенством: Принятие мер для устранения системной дискриминации и неравенства в регионах. Это включает в себя обеспечение равного доступа к ресурсам, услугам и возможностям для всех жителей региона, независимо от их этнической или культурной принадлежности;

— сохранение природной среды. Уважение к традиционным знаниям и практикам в отношении природы, а также реализация устойчивых методов использования природных ресурсов для сохранения экологического баланса в регионах;

— поддержка местного искусства и культуры. Финансовая и организационная поддержка местных художественных проектов и культурных мероприятий. Создание площадок для выражения и публикации местных искусственных творений;

— содействие культурному обмену. Поощрение культурного обмена между различными регионами России, чтобы укрепить взаимопонимание и сблизить различные культурные группы;

Важно отметить, что процесс культурной деколонизации должен быть внимательно адаптирован к конкретным контекстам регионов, учитывая их уникальные исторические, культурные и социальные особенности.

   7. Деколонизация должна проводиться на единых прозрачных принципах.

Мы имеем важный опыт частичной деколонизации России — опыт распада СССР. Этот опыт должен быть учтен при окончательной деколонизации. Опыт этот нельзя назвать удачным, потому что он сразу привел к череде кровавых локальных конфликтов, а через 30 лет к полномасштабному конфликту между Россией и Украиной. Кроме того распад СССР не обеспечил ни экономического роста для большинства стран бывшего СССР, ни построения правовых демократических государств.

Основным источником нестабильности на постсоветском пространстве стало нарушение (в первую очередь Россией) единого принципа разделения Советского Союза. Изначально таким принципом стало конституционное право союзных республик на выход из состава Союза. Соблюдение этого единого принципа было залогом стабильности в постсоветском регионе. По факту же Россией были спровоцированы две формы нарушения этого принципа. Первая форма скрытая – создание самопровозглашённых непризнанных республик (Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабаха, ЛНР и ДНР) и сохранение российского военного присутствия в регионах под лозунгом обеспечения безопасности, а фактически для сохранения собственного влияния. Вторая форма открытая – пересмотр границ союзных республик и аннексия украинских территорий.

Поэтому для предотвращения дестабилизации российского или построссийского региона необходимо изначальная выработка единых прозрачных принципов деколонизации и дальнейшее следование этим принципам.

   8. Обеспечить безопасность, экономическое и культурное развитие регионов России сможет разделение страны по географическому принципу.

На сегодняшний день сторонниками деколонизации России озвучиваются различные варианты возможного распада страны: от отсоединения национальных республик до распада России на 89 независимых государств по количеству субъектов Федерации. Такой распад на 89 государств безальтернативно будет означать кровавый хаос на территории бывшей России с весьма вероятным последующим возрождением модернизированной империи в ещё даже более жестокой форме, как это было после Революции 1917 года.

Как было сказано выше разделение России можно будет считать эффективным, если только оно:

— будет проведено на единых принципах, не вызывающих разночтений и не позволяющих пересмотреть итоги разделения;
— обеспечит большую безопасность в регионе мире;
— обеспечит экономическое развитие;
— вернет политическую власть от Москвы к местным сообществам;
— учтет интересы не только коренных народов, но и русскоязычного населения.
То есть в результате разделения России должны появиться новые экономически и политически состоятельные государства, ресурсов которых будет достаточно для обеспечения безопасности, развития и отстаивания интересов на международной арене. На сегодняшний день в России уже существуют административные единицы, обладающие таким потенциалом — это федеральные округа.

Федеральные округа, образованные в 2000-е, когда российская власть куда в большей степени чем сегодня руководствовалась рациональными мотивами, сформированы на базе естественных оснований. Это естественные географические зоны современной России: Северо-Запад, Центр, Юг, Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Регионы и население федеральных округов куда в большей степени чем Россия в целом объединены едиными историей, экономическими связями, культурными и национальными традициями.

В случае разделения России на основе сегодняшних федеральных округов, возникнут 8 относительно крупных государств, которые будут обладать достаточными силами и потенциалом, чтобы обеспечить внутреннюю устойчивость и запустить процесс развития.

Заключение

     Данные тезисы написаны из соображений того, что русскоязычное население должно перестать отрицать и игнорировать повестку деколонизации России.  Не апроприируя голоса коренных народов, оно должно сформировать своё видение деколонизации имперской сущности современной России. Формирование такого видения будет происходить во многом через осознание своей собственной, пока что ещё субэтнической, сущности — северян, поволжцев, уральцев, сибиряков, дальневосточников. В конечном счете деколонизация России приведет лишь к большему расцвету новых восточнославянских(?), русских(?), пострусских(?) народов. Не приложив сегодня заранее достаточно интеллектуальных усилий для выработки путей эффективной деколонизации, народы России рискуют в момент, когда начнется процесс исторических изменений, упустить уникальную историческую возможность выйти из того тупика, куда всех завела политика Москвы. В таком случае плодами от конца России воспользуются не общество, а, как это уже бывало не раз в истории, новые группировки узурпаторов.

Видео
Главная / Статьи / Антон АВРАМЕНКО. Тезисы о деколонизации