Российская оппозиция и эксперты из Польши и Украины обсудили идеи, которые объединяют противников путинского режима и европейских политиков
Российская оппозиция и эксперты из Польши и Украины обсудили идеи, которые объединяют противников путинского режима и европейских политиков
В Варшаве по инициативе Форума свободной России состоялся круглый стол «Центральная Европа в идеологии Кремля». В нем приняли участие представители российской политической эмиграции, а также эксперты из Польши и Украины.
Темы для обсуждения инициаторы этой встречи обозначили так: «После полномасштабного российского вторжения солидарность с Украиной объединила Польшу, Чехию, Словакию и страны Балтии. Война остро ставит вопрос о политическом курсе Венгрии. За пределами Евросоюза новая ситуация складывается для Молдовы. Война также заново ставит и вопрос о будущем Беларуси».
По оценке активистов Форума свободной России, начав полномасштабную войну на востоке Европы, Москва пошла на разрыв отношений с Западом в целом, и Евросоюзом, в частности. При этом Кремль рассчитывает расколоть европейское общественное мнение и ждет «усталости от войны», рассчитывая, что поддержка Украины уменьшится под влиянием внутриполитических факторов в разных странах Запада.
В рамках круглого стола прошли две панельные дискуссии: «Действия Кремля в отношении стран Центральной Европы в 2022–2023 гг. Новые угрозы и консолидированный ответ на них» и «Война на истощение. Оценки возможностей России и перспективы долгосрочной поддержки Украины глобальным альянсом солидарности».
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» связалась с некоторыми участниками обеих дискуссий и попросила их выделить главные темы, обсуждавшиеся в польской столице.
«От нас Запад и европарламентарии ждут целостной картины того, как мы видим Россию в постпутинское время»
Сооснователь Форума свободной России Иван Тютрин отметил, что главной целью мероприятия в Варшаве был обмен мнениями среди польских, украинских и российских экспертов по поводу текущей ситуации, учитывая проблемы европейской безопасности и противодействие агрессивной кремлевской пропаганде в странах Центральной и Восточной Европы.
«У нас нет, и не должно было быть итогового меморандума, но будут публиковаться отдельные выступления, где ведущие эксперты разных стран зафиксировали свое видение данной ситуации. И какие-то вещи в ходе дискуссии были артикулированы совместно», — отметил он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Гарри Каспаров озвучил во время круглого стола своеобразную триаду тезисов, которые, по его мнению, способны объединить всех противников Владимира Путина: «Война – преступна, режим – нелегитимен, Крым – украинский». Эту формулировку можно громко повторять на Западе, а в России ее можно в лучшем случае лишь шептать про себя. Что нужно сделать, чтобы она была воплощена в жизнь?
Иван Тютрин заметил, что он не стал бы недооценивать важность этих тезисов для российской оппозиции. «Долгое время через оптику польских политиков и экспертов российская оппозиция выглядела достаточно противоречиво. Да, были радикальные звенья, но значительная часть была не в состоянии поддержать территориальную целостность Украины и возврат ей Крыма», — напоминает он.
Сейчас повестка, озвученная на мероприятиях Форума о том, что война может быть закончена только после того, как флаг Украины будет поднят над Севастополем, по мнению оппозиционного политика, стала общим местом. «И Берлинская декларация с этими пунктами, подписанная широким кругом российских оппозиционеров, означает, в том числе для польских коллег, что российская оппозиция в этих вопросах определилась. Это еще раз было зафиксировано, и очень важно, чтобы, как минимум, было понимание, что мы все стоим на этой позиции. Это – уже большой шаг вперед», — уверен Тютрин.
Если же говорить про реализацию этих постулатов, то все участники прошедшего круглого стола, по его словам, согласны с тем, что первоочередной задачей должна быть военная победа Украины, без чего продвигать эту повестку дальше будет крайне тяжело.
Упомянув о предстоящей в начале июне встрече лидеров российской политэмиграции с депутатами Европарламента в Брюсселе, он подчеркивает, что представители принимающей стороны гарантированно понимают, что российскую оппозицию и гражданское общество нужно слушать, с ним необходимо работать, и, несмотря на чудовищные преступления российской армии в Украине, есть здоровые российские силы, с которыми нужно не только разговаривать, но и прислушиваться к их соображениям о переустройстве постпутинской России.
«Потому что один из главных страхов Запада — это то, что путинский режим рухнет, а на его месте будет черт знает что – у власти будет какой-нибудь Гиркин или Пригожин, “неконтролируемое ядерное оружие, распад страны” и тому подобное. Вот, от нас Запад в широком смысле этого слова, и европарламентарии, в частности, ждут четкого плана целостной картины того, как это все в итоге будет выглядеть, как мы видим Россию в постпутинское время. Это – одна из главных посылок для Европарламента», — рассказал сооснователь ФСР.
И добавил, что в техническом плане предстоящая встреча в Брюсселе будет направлена на выстраивание долгосрочной системы взаимодействия между европейскими институциями и российской оппозицией.
«У российского населения нет запроса на демократизацию»
Один из участников варшавского круглого стола ФСР – адвокат и правозащитник Николай Полозов, перед его началом предположил, что в ходе дискуссий коллеги попытаются выработать основные тезисы противодействия идеологическому давлению путинского режима на страны Восточной Европы, что особенно важно в контексте российско-украинской войны.
«Именно представители российского гражданского общества понимают, как именно работает путинская пропаганда и как ей важно противостоять», — подчеркнул Полозов.
В своем комментарии для Русской службы «Голоса Америки» он пояснил, что успех контрпропагандистской кампании зависит в первую очередь от того, на какие сегменты массового сознания она будет направлена.
«Если мы обратимся к истории, например к временам Холодной войны, то вспомним, какие усилия Запад прикладывал для того, чтобы на коротких волнах вещать на территорию Советского Союза. Мы прекрасно помним и «Голос Америки», и «Радио Свобода», и «Би-Би-Си», и «Дойче Велле», и другие ресурсы контрпропаганды, которые были брошены на эту работу.
Сейчас, когда у граждан России есть доступ в интернет, и они могут любую информацию получать, несмотря на усилия властей по запрету каких-то отдельных сайтов и других источников информации, у всех есть VPN, и все могут этим пользоваться», — считает адвокат и правозащитник.
Главный же вопрос, по его мнению, заключается в средствах подачи объективной информации и в составе целевой аудитории, поскольку те российские граждане, которые особенно подвержены влиянию кремлевской пропаганды, скорее всего, не будут реагировать на те сведения, которые противоречат сложившейся в их сознании картине мира. К такой аудитории Полозов причисляет, прежде всего, людей старшего поколения. «Если же мы говорим о молодежи, то здесь необходимо использовать современные средства доставки массовой информации, которые есть – социальные сети, TicToc и так далее. Мы видим, что в этом направлении, практически, никакой работы не ведется», — констатировал участник круглого стола ФСР. И подчеркнул, что российские власти тоже осознают важность идеологической обработки подрастающего поколения со школьной скамьи, если не с детского сада. И ресурса противостояния этому внутри самой России явно недостаточно.
Поэтому Николай Полозов отметил важность политической воли в правящих кругах стран Запада, без чего, по его мнению, противодействие агрессивной российской пропаганде, заявляющей о «войне НАТО против России» и о том, что русские и украинцы, на самом деле – «один народ», который пытаются поссорить «враждебные внешние силы», не будет успешным.
«Среди российских оппозиционеров есть мнение, что, дескать, когда мы возьмем власть, мы, условно говоря, переключим тумблер в Останкино в другое положение, то люди сразу поверят нам, и все будет замечательно. Но даже если представить себе гипотетическую ситуацию крушения путинского режима в случае прихода неких демократических сил, мы понимаем, с каким ожесточенным сопротивлением «молчаливого большинства» столкнется новое руководство страны. У российского населения нет запроса на демократизацию, мы не говорим о незначительном проценте людей, которые считают, что западный курс ближе им и лучше. Речь идет о большой части россиян, которые в постпутинскую эпоху будут с теплотой вспоминать путинские годы», — предупреждает собеседник «Голоса Америки».
И напоминает о том, как трудно проходила трансформация сознания немцев после поражения во Второй мировой войне. Такая же серьезная, вдумчивая работа, по его оценке, предстоит и в России в случае падения путинизма. И положительный результат по прошествии времени будет возможен только при задействовании серьезных ресурсов.
«Вопрос о Венгрии существует, но не он сейчас является центральным»
Преподаватель Карлового университета в Праге Александр Морозов оценивает ситуацию в так называемой новой Европе так: есть группа стран, которые оказывают Украине большую моральную и политическую поддержку. К этим странам эксперт относит государства Балтии, Польшу, Чехии и в какой-то мере Словакию. «Но и в целом Европейский Союз остается внутри глобального альянса поддержки Украины», — добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».
При этом Морозов отмечает, что есть разница в дипломатической позиции разных стран. И вопрос не только в Венгрии, которая часто блокирует очередные пакеты антироссийских санкций ЕС, но и в том, проявят ли достаточно последовательную позицию Франция и Германия? «Если они это сделают, то и остальные страны Евросоюза будут чувствовать себя уверенно в дальнейшем. Поэтому вопрос о Венгрии существует, но не он сейчас является центральным», — полагает политолог.
На уточняющий вопрос, можно ли ждать от Германии и Франции очередных «приступов путин-ферштеерства», он, без колебаний отвечает: «Конечно нет! В такой форме это сейчас невозможно ни в Германии, ни тем более во Франции, где его никогда и не было. Вопрос в следующем – сама поддержка Украины и движение в направлении ее победы может быть разной степени интенсивности. И если позиция стран Центральной Европы очень четкая, потому что здесь вопрос экзистенциальный – Россия прямо угрожает их безопасности, и они готовы идти дальше, никакого компромисса для них нет, – то вот у «локомотивов Европейского Союза» наблюдается много различных политических опций в отношении этой агрессии».
И заключает, что, хотя, в настоящий момент здесь, несомненно, наблюдается европейское единство в деле поддержки Украины, но, тем не менее, есть и определенная тревога в отношении будущей позиции этих двух стран, располагающих самыми крупными экономиками ЕС.