Я бы сказал, что вчерашний срач на ровном месте из-за «хороших русских» восходит к старой проверенной формуле «люди читают жопой», но увы, это полбеды: людям еще и в радость настаивать на таком прочтении.
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Итак, есть данность: сотни тысяч россиян, после путинской военной авантюры, оказались де-факто в положении беженцев (или вынужденных переселенцев). Внимание: никто не утверждает, что их драма равна драме украинских беженцев, просто констатируется: эти люди — тоже жертвы путинской политики.
Дано также: в отличие от беженцев украинских, российские беженцы и политэмигранты зачастую обладают сегодня, в местах своего бегства, пониженным юридическим статусом — и отрицательным статусом общественным (как заведомые для Запада, по факту гражданства РФ, путинисты).
Внимание: предметом рассмотрения здесь НЕ является историческая коллективная ответственность и ее неизбежность — речь идет только о констатации: права людей ущемлены, и хорошо бы им помочь.
Внимание еще раз: никто и нигде не говорил, что им надо помогать ВМЕСТО украинских беженцев и ВМЕСТО помощи Украине (поинтересуйтесь деятельностью тех же Каспарова и Гудкова в последние три месяца).
Внимание в третий раз: никто и нигде не предлагал, что «антивоенный ID» для россиян, о котором зашла речь, должен стать документом универсального морального свойства — и что всякий россиянин, оставшийся в России, обязан будет его получить,чтобы ценой своей свободы удостоверить свою принадлежность к анти-путинской части общества. Это чистая и зловредная спекуляция, подмена, классика демагогии.
Речь идет ТОЛЬКО о помощи тем, кто в этой помощи нуждается и о ней попросит, — и о поисках организационной формы для этой помощи.
Внимание: глуповатое словосочетание «хорошие русские» (в контексте поисков адресной группы для помощи) прозвучало впроброс и буквально через запятую последовало абсолютно корректное по смыслу уточнение: «европейские русские».
Оговорка была немедленно и многоратно дезавуирована авторами идеи, но куда там: весь русский фейсбук второй день изощряется в выпускании яда именно в это пустое, раздутое им самим место, расчесывая нанесенную собственными усилиями рану — и чаще всего даже не переходя к сути вопроса.
Грустно, девицы.
По сути же вопроса: предложение об «антивоенном ID» действительно покамест уязвимо. Оно, на мой вкус, требует детальной проработки. Требует и уточнений во избежание спекуляций. Разумеется (я говорил об этом во вчерашнем эфире «Живого гвоздя»), под эти знамена, как и под любые знамена, немедленно набегут любители синекуры. Разумеется, никуда будет не деться и от персонального аспекта (Альфред Кох как символ борьбы с путинизмом, что и говорить, большая пиаровская удача, но лично я переживу).
И тем не менее.
Перед нами, дорогие европейские русские, во весь рост стоит исторический вызов. Он формулируется очень просто: попробовать уцелеть. Не частным образом, а в виде цивилизации, впрок. Не оказаться просто размазанными напоследок по земной эмигрантской поверхности — и не сгнить под чекистами в родных палестинах. Пережить и похоронить империю, сохранив себя как редкий культурный подвид, на радость, а не в угрозу человечеству.
Неплохая задача, я считаю. Может быть, даже выполнимая.
Для ее решения очень было бы полезно видеть ход вещей общим планом — и понимать приоритеты.
Ценить любую попытку взаимопомощи и самоорганизации, научиться нормально разговаривать и работать. И даже, черт возьми, пожертвовать иногда сладким правом плевка в ближнего ради небольшого, но все-таки шанса…