Российскую пропаганду исследуют давно и внимательно. Но начало т.н. «специальной военной операции в Украине» изменило ее задачи и методы.
Автор обсуждает индустрию пропаганды РФ после 24.02.2022.
Так как она чутко реагирует на изменения военно-политической ситуации – это, видимо, один из серии текстов, посвященных этой актуальной и важной теме.
1. Пропаганда, как индустрия
Российская пропаганда сегодня – это комплекс предприятий, производящих и внедряющих продукты, задача которых – управление выбором и поведением массовых аудиторий в интересах групп интересов, имеющих эксклюзивный доступ к ресурсам и власти. В комплекс входят государственные и частные предприятия. Но финансирование и планирование их работы; концептуальное и методическое обеспечение и руководство осуществляет Администрация президента Российской Федерации (АП РФ).
Под управлением выбором и поведением следует понимать
- создание и внедрение в целевые аудитории неявных, но устойчивых правил и норм, которым, с точки зрения властей, надлежит следовать;
- формирование у них условных рефлексов – устойчивых реакций на события в социально-политическом и военном контексте и на возникающие в нем ситуации, а также на разные виды информации, образы, символы и знаки1;
- быстрое производство «ответов», снимающих вопросы (сомнение, недоумение, неуверенность, страх), возникающие в кризисных ситуациях;
Задача пропаганды – стандартизация поведения крупных сообществ и контроль над ними в целях решения задач правящих групп интересов.
Фундаментальный интерес в данном случае включает три компонента:
- удержание власти на всех уровнях – федеральном, региональном и местном;
- контроль за ресурсной базой;
- обеспечение безопасности.
При этом локальные, отраслевые, ситуативные интересы могут возникать и меняться сообразно изменениям в хозяйстве, политической и военной сфере.
Индустрия пропаганды включает ряд отраслей.
- радио, телевидение, информационные агентства;
- бумажные СМИ – газеты, журналы, бюллетени и т.п.;
- интернет – соцсети, сайты, видео-платформы (YouTube), «фабрики троллей» и т.п.;
- литература – художественная, нон-фикшн, учебная и иная;
- видео – ролики, сериалы, полный метр, мультфильмы, документалистика;
- шоу-бизнес – театр, концерты, фестивали, клипы, выставки;
- массовые мероприятия – митинги, демонстрации, собрания, форумы и т.п.;
- «научные» мероприятия – конференции, круглые столы и т.п.;
- образование – внедрение управляющих месседжей через учебники, лекции и т.п.;
- искусство – живопись, скульптура, плакат, листовки, символы (эмблемы, флаги, ленты, значки, одежда) и т.п.;
- производство предметов быта – продуктов питания, этикеток, ценников и т.п.;
- «лаборатории вирусов» – слухи, сплетни, «народные песни и стихи» и т.п..
Не все они включены в индустрию пропаганды полностью. Но использует она их все. Причем сочетает продукцию разных отраслей. Пример: может предлагать участникам фестиваля как музыкальные произведения, так и символику, литературу и т.п..
При этом заметно стремление производить продукты с учетом черт, присущих специфическим целевым аудиториям – национальным и религиозным сообществам, группам с разным уровнем культуры и образования, людям разных возрастов и гендеров.
Но главное послание пропаганды – одно: подчинение авторитарной власти.
2. От прежних форм пропаганды к иным.
Тоталитарным или более опасным?
Требование подчинения авторитарной власти адресовано всем аудиториям. Эта формула говорит о том, что сегодня российская пропаганда – это инструмент системы враждебной свободному выбору, торжеству права, гуманизму, политическим и гражданским свободам и другим ценностям демократии.
Еще сравнительно недавно эксперты порой сомневались в полном совпадении черт известных тоталитарных обществ и черт системы, создаваемой властями РФ. Политолог Мария Снеговая утверждала2, что в РФ нет «подъема общества» и «мобилизации», необходимых тоталитарному проекту. А попытку властей вести «мобилизацию с помощью идеологии» (о ней говорил политик Лев Гудков), считала неуспешной.
По мнению Марии, «российское общество очень устало и боится потрясений». А у властей «в отличие от нацизма или ранних форм тоталитаризма» не видела «планов экспансии». «Режим, – полагала она, – больше всего заинтересован в обеспечении… возможности сохраниться как можно дольше у власти без изменения».
Социолог Григорий Юдин3 видел в действиях российских властей (в отличие от попыток СССР, Германии, Китая и т.п. максимально включить граждан в постоянную социальную активность), напротив – стремление разобщать людей, мешать их самоорганизации и идентификации, не предлагая собственных масштабных проектов, вроде КПСС, НСДАП, КПК и т.п..
Да и философ Александр Пятигорский считал, что: «Нелепо говорить об угрозе тоталитаризма в России. Тоталитарный проект требует таких ресурсов негативной энергии, каких сейчас просто нет. Хотя кое-кто еще способен на тоталитарные жесты… Но уже нет людей, способных тоталитарно управлять. И, главное, нет людей, способных тоталитарно управляться. Впрочем, могут появляться иные формы. И почище тоталитаризма в том числе»4.
Возможно, режим, который строит российская власть – одна из этих иных форм, ждущих названия и порождающих пропаганду под стать себе? А приведенные оценки, возможно, верны для довоенного этапа его создания?
Еще летом 2021 года «Новые известия» цитировали сотрудника Института социологии РАН Андрея Андреева5, считавшего, что «правящему классу все хуже удается продавать россиянам внешнеполитические угрозы – от противостояния с Западом до ситуации на Украине (в Донбассе). Основные угрозы россияне видят внутри…». Это, прежде всего, «низкий уровень жизни…» То есть пропаганда всё хуже справлялась с формированием образа врага в лице «пиндосов», «гейропейцев» и «уропов»6.
А осенью того же года журналист Евгения Альбац, толкуя с политологом Глебом Павловским, замечала, что это мы сами (т.е. люди с гражданской позицией), «говоря, что у нас тоталитарный… режим, питаем их (т.е. монтажников режима) страхами»7. И – через несколько фраз: «Я даже не хочу допускать мысли о войне».
Павловский отвечал: «Война будет. Мы идем к войне». И вот – война идет.
Во всю мощь работает иная – военная – пропаганда.
3. В режиме военного времени
Глава агентства «Россия сегодня»8 Кирилл Вышинский 19.04.2022 заявил в эфире радио Sputnik9, что после вторжения в Украину СМИ РФ производят военную пропаганду. Ее цели: «Первая – поднять боевой дух тех, кто воюет за вас. Вторая – подорвать боевой дух тех, кто воюет против вас». Далее он в меру понимания излагает часть трактата Сунь-цзы: «…Искусство войны – это путь обмана. Ты должен все время обманывать. Если ты далеко, то должен говорить, что близко. Если ты слаб, то должен говорить, что силен…».
Здесь важно не столько то, прав ли Вышинский, и верит ли он в свои слова, сколько то, что он точно описывает: что делает он и российские пропагандисты.
Также важны два признания этого главы одной из ведущих пропагандистских служб России военного времени.
Первое: российские СМИ лгут, и это для них нормально.
Второе: Россия слаба.
Второй вывод основан на последней фразе приведенной цитаты. Пропаганда РФ убеждает население, что Россия сильна, запугивая военного противника – Украину, и, как она считает, более масштабного стратегического врага – США и т.н. «коллективный Запад». Но по логике Вышинского, тот, кто твердит, что он силен, на самом деле слаб.
Формируя и внедряя образ «самого мощного и опасного врага», пропаганда дала ему ряд имен: «США», «коллективный Запад», «НАТО». На ее языке они означают страны, противостоящие российскому режиму и его экспансию.
Эти слова, с «надетым» них особым смыслом активно используют политические функционеры, дипломаты и публицисты – сторонники войны. В своих по сути пропагандистских выступлениях, они объявляют, что подлинная цель России в конфликте с Украиной – покончить с глобальным лидерством США и «коллективного Запада».
Глава МИД РФ Сергей Лавров: «Российская военная операция на Украине призвана положить конец курсу США на глобальное доминирование»10.
Вице-спикер Совета Федерации РФ Константин Косачев: «Восстание против глобальной империи Запада… может привести к более справедливому мироустройству»11.
Публицист Александр Дугин: «Наш украинский шаг – это вызов однополярному мировому порядку, ориентированному на США и НАТО»12.
Только что процитированные мной материалы, вышли в один день. И хотя число их просмотров в ленте РИА «Новости» довольно скромно (в отличие от Лаврова в эфире «Россия-24»), их повторили сотни изданий в РФ. То есть дали по целевым аудиториям мощный пропагандистский залп, объявив: «Мы воюем с США, НАТО и Западом. Цель войны – новый мировой порядок».
Казалось бы, этот залп прозвучал диссонансом со словами Путина, сказанными 12.04.2022: «цель спецоперации на Украине заключается в помощи людям в Донбассе…»13. Но это – не так. Дальше Путин подчеркивает: «киевские власти» «подталкивает Запад». Т.е. его «помощь Донбассу» – это часть борьбы с Западом.
4. Промежуточные результаты. Воздействие на аудитории
Подход, озвученный упомянутыми деятелями и растиражированный пропагандой, судя по итогам опросов ВЦИОМ14, имеет поддержку.
По данным на 5.04.2022 «решение о проведении специальной военной операции поддерживают 74% опрошенных. Не поддерживают 17%. А 9% затруднились с ответом. При этом деятельность президента России одобряют 78%, а не одобряют – 13%». Далее «71% россиян относятся к США плохо. Из них 47% − очень плохо. О позитивном отношении сообщили 14%». Что касается НАТО, то к альянсу «скорее отрицательно относятся почти 59% россиян, безразлично – 23%, положительно – 2%. Граждане преимущественно считают, что НАТО – это военная организация, нацеленная на агрессивные действия в отношении России… (62%)»15.
22.04.2022 Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) объявил16, что «81% опрошенных оценивают работу Владимира Путина положительно, а 79% ему доверяют».
В точности цифр ВЦИОМ и ФОМ можно усомниться. 100% акций ВЦИОМ принадлежат государству, а заказчиком исследований ФОМ является Администрация президента РФ. По ряду свидетельств, они имеют богатый опыт получения результатов, угодных владельцу одной и ключевому партнеру второй организации. А пропаганда использует итоги их исследований для воздействия на выбор и поведение людей.
Но ведь и по данным «Левада-Центра», опубликованным 31.03.2022, «53% “определенно поддерживают” поддерживают действия российских вооруженных сил в Украине, а 28% “скорее поддерживают”. Не поддерживают – 14%. Еще 6% затруднились с ответом»17. А по данным на 15.04.2022 «доля положительных оценок США составила 17%, а негативных – 72%. При этом в феврале 31% россиян относился к США “хорошо”, а 55% – “плохо”». К НАТО положительно относятся 10%, отрицательно – 78%18.
Между тем, «Левада-Центр» – независимый исследовательский центр, внесенный в реестр «иностранных агентов». Но итоги его опросов схожи с данными ФОМ и ВЦИОМ.
В свою очередь специалисты «Лаборатории публичной социологии»19 исследовали причины такой поддержки. Итоги их работы доступны на сайте Social Europe в статье Светланы Ерпылевой «Почему россияне поддерживают войну против Украины»20. Не опровергая данные ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-Центра», они отмечают, что причины поддержки войны у разных групп респондентов отличаются, но «отношение россиян к режиму (и войне в Украине) формирует массив государственной пропаганды».
С этим согласен философ Максим Кантор. 14.04.2022 он пишет в Fаcebook: «…Я считаю русский народ жертвой этой войны. Тысячи людей оказались оболваненными и втянутыми в мясорубку войны… по причине пропаганды и тотального давления власти. Это несчастный одураченный народ».
Но как же удалось его оболванить и одурачить? Путем массированной и длительной обработки. Однако причина не только в массовости и длительности, но и в содержании ключевого послания, которое день за днем внедряли и внедряют в аудитории.
«Наш брат, народ Украины страдает. Нам нужно его освободить». – так оно звучит в изложении политика и медиа-деятеля Ильи Пономарева:
«Путин… играет на очень важной черте национального характера русских… – говорит он, – Русские любят быть освободителями. И именно этим – думают россияне – они сейчас и занимаются»21.
И это можно назвать успехом пропаганды.
Но этот успех проблематизирует Глеб Павловский22 в интервью «Новой газете»: «Не надо думать, что люди – дудки, на которых можно играть всегда».
5. Язык, символика, цинизм, быстрое реагирование
Режим военного времени потребовал от пропаганды пополнить в ее язык чтобы, как сказал Максим Кантор, лучше «оболванивать» и «дурить» народ. Вот ее новые слова.
«Спецоперация». Оно заменяет слово «война». И дело не только в том, что согласно документам, в случае, собственно, войны прокачка газа через Украину должна быть прекращена, но и в том, что слово «война» для многих россиян окрашено негативно. А «спецоперация» – нейтрально или позитивно. Порой «спецоперацию» сравнивают с освобождением Украины немецких войск в ходе Второй Мировой войны.
Кстати, словом «освобождение» пропаганда называет захват территорий и разрушение городов в ходе «денацификации», как она именует одну из целей войны.
«Денацификация» – это уничтожение в Украине нацистской идеологии и власти. Их там нет. Но в их наличии пропаганда убеждает массовые аудитории в России.
Эти, и иные слова из ее словаря выдуманы для внутреннего пользования. Их применение вне страны вряд ли эффективно, так как мир видит намного больше, чем большинство жителей РФ, лишенных доступа к отключенным международным медиа.
Что касается символики, то буква Z заменила на российской технике и прежнюю красную звезду, и принятую в 2017 году звезду красно-сине-белую. Что значит Z власти РФ не объясняют. Но есть ряд гипотез. Согласно одной, в ходе российско-белорусских маневров «Союзная решимость» символы Z и V означали принадлежность войск к одной из «враждебных» сторон – «Запад» и «Восток». Почему для этого выбрали латиницу – неясно. Учения начались 10-го, закончились 20.02.2022 – за три дня до ввода войск в Украину, и технику отправили в бой с этими знаками.
Теперь их размещают на домах, плакатах, одежде и пасхальных куличах. Решают ли они задачу управления поведением в процессе поедания – сказать трудно. Но Z на куличе не умиляет, а смешит. Жаль, что пока нет данных о том, как ее воспринимают россияне, которые с 24.02.2022 стали главной целевой аудиторией пропаганды.
За время войны она решила задачу формирования позитивного отношения к ней большинства населения. И теперь, обращаясь к нему, меняет интонацию – делает ее более циничной. Так, в ее первые дни ТВ РФ избегало показывать руины гражданских объектов и жилых кварталов, трупы мирных людей. А теперь – наоборот. Известен сюжет, когда российский тележурналист в захлеб говорит в камеру, что сейчас орудие выстрелит по жилой пятиэтажке, и взрыв снаряда тут же попадает в кадр.
В жертвах и в разрушениях пропаганда винит «украинских нацистов», внедряя мнение, что трагедия в Буче – постановка, а обстрелы Харькова, Житомира, Мариуполя, других городов и сел провоцируют ВСУ, не желающие сдаться.
Пропаганда учитывает: в России, благодаря VPN сервисам, доступных по данным «Левада-Центра» 25% опрошенных, заблокированные медиа частично доступны. Так что она старается быстро реагировать на их сообщения. Так, в ответ на новость о том, что Украина получила новое оружие, российские СМИ пишут, что «ВС России сбили самолет с крупной партией оружия», что «Поставки оружия Украине не помешают России достичь целей спецоперации», а обороноспособность Запада под угрозой из-за поставок Киеву. В ответ на сообщения об отправке Киеву23 системы Stormer HVM24, сразу выходят тексты под заголовками: «Британские зенитки Украине не помогут. Это PR, а не поддержка».
Если агентства сообщают, что на завод «Азовсталь» сброшена сверхмощная бомба25, и от взрыва могли погибнуть укрывшиеся там мирные люди, тут же выходит текст «В мариупольской больнице обнаружили тела жителей, убитых ВСУ»26.
В итоге пропагандистам есть в чем отчитаться – до россиян доведено: помощь Украине бесполезна. Она обречена. А «нацисты» убивают своих.
6. Версии ответов
Быстрота реакции и изощренность дезинформации российской пропаганды усложняют поиск ответных мер. Особенно в обществе, гле ценностью является правдивая информация, а пропаганду считают неприемлемым методом воздействия и злом.
Очевидно, организованный и масштабный ответ государственной пропаганде в России затруднен. Из-за полицейских мер, противники войны и авторитаризма в России не имеют средств для массового влияния на общественное мнение.
Поэтому свободные центры информации на русском языке ушли из России. «Новая газета-Европа», «Дождь» и телеграм-каналы, например – «Утро февраля», успешно вещают на Россию, используя в т.ч. YouTube (платформа не заблокирована), и имеют там заметную – до 25% пользователей – потенциальную аудиторию текстовых лент, и весомую аудиторию видео-продуктов. Так, «Утро февраля» оценивает спрос на свой видео-контент в России и вне ее в 600.000 зрителей, и в 1.000.000 просмотров в день.
Между тем, государственные телеканалы продолжают доминировать в сфере влияния на аудитории в России и вне ее. Однако, эмигранты из России и граждански ответственные европейцы стараются ограничить их воздействие.
Группа активистов из Германии обратилась к властям с петицией, русское название которой – «Обезвредить одно из самых опасных орудий Путина!». В ней, в частности, сказано, что за умы людей идет война, в которой используют «самое острое оружие: разные формы пропаганды (прежде всего – государственные телеканалы).
Мощь этого оружия огромна. Выпуски новостей и ток-шоу устроены так, чтобы вы считали идеи, внедренные в мозг, своими, и яростно защищали их. Эти идеи формируют жизнь их носителей». И далее: «1-й, 2-й каналы телевидения РФ и НТВ – это не источники информации в собственном смысле слова, а оружие гибридной войны. Речь идет о борьбе с опаснейшим врагом всех важных для нас вещей и ценностей.
Поэтому провайдерам, обеспечивающим трансляцию российских передач, следует изъять эти пропагандистские каналы из системы вещания».
Авторы петиции направили ее в Бундестаг, журналы Stern и Spiegel, газеты Die Zeit, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Bild и другие медиа, а также провайдерам в ФРГ.
Кстати, в Австрии трансляцию канала RT ограничили еще в марте27. Министр СМИ Сузанне Рааб заявила: «Russia Today – это орудие войны».
На это спешно среагировала Маргарита Симоньян в ТJournal’e: «За любой перепост материалов RT и Sputnik теперь можно получить штраф 50 тыс. евро. Новый австрийский закон. А кровавый режим всё равно ты». Это не значит, что г-жа Симоньян не видит разницы между информацией и пропагандой. Но значит, что такие меры в отношении пропаганды работают, ограничивая возможности ее операторов.
Очевидно, поддержка гражданских инициатив, направленных на ограничение воздействия пропаганды на западные аудитории, оказанная лицами, принимающими политические решения, позволит найти адекватные ответы на их агрессивные действия.
Также ответом может стать весомая помощь свободным российским медиа – «Утру Февраля», «Новой газете – Европа», «Дождю» и другим, несущим в Россию правду о войне и ситуации в Украине и России. Они несут аудиториям не только антивоенную, но и демократическую энергетику.
Также важно создавать другие подобные свободные и качественные медиа.
Требуют расширения возможности таких ресурсов, как «Свобода / Свободная Европа», «Голос Америки», «Немецкая волна» и других, давно работающих западных медиа на русском языке.
Денис Ветров для FREE RUSSIA INSTITUTE
Примечания:
[1] Концепция политической пропаганды, как инструмента внедрения условных рефлексов обсуждается много лет после выхода во Франции и Великобритании книги видного русского и европейского психофизиолога и политического активиста С. С. Чахотина “The Rape of the Masses. The Psychology of Totalitarian Political Propaganda”. Во французской версии – “Le Viol des Foules par la Propaganda politique”.
[2] «Искушение авторитаризмом: как и почему народы отказываются от свободы». Москва, 10.10.2015.
[3] Выступление на «Форуме Бориса Немцова». Варшава 10.10.2019 г.
[4] «Россия», # 7, 26.02.2009. «Мудрец в Москве». Беседа с Дмитрием Петровым. https://www.ashurbeyli.ru/public/storage/flipping_book/flippingbook/rus72009/20/assets/basic-html/page19.html
[5] «Новые известия» 12.08.2021 «Бедность и болезни: россияне перестали считать внешнюю угрозу главной для страны». https://newizv.ru/article/general/12-08-2021/bednost-i-bolezni-rossiyane-perestali-schitat-vneshnyuyu-ugrozu-glavnoy-dlya-strany
[6] Пренебрежительные и оскорбительные жаргонные названия американцев, европейцев и украинцев.
[7] The New Times, 20.06.2021. «Глеб Павловский: не вижу ни одного сценария, который не заканчивался бы большой войной». Беседа с Евгенией Альбац. https://newtimes.ru/articles/detail/204761/
[8] «Россия сегодня» – российская медиагруппа. Создана 9.12.2013 г.. Включает международное агентство и радио Sputnik, порталы Baltnews и Украина.ру, а также другие ресурсы.
[9] Радио Sputnik 19.04.2022, 18:37 «Вышинский: с «Азовсталью» – странная история». https://radiosputnik.ria.ru/20220419/vyshinskiy-1784361802.html
[10] «Ведомости» 11.04.2022 «Лавров: операция на Украине призвана положить конец доминированию США в мире». https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/04/11/917569-lavrov-konets-dominirovaniya-ssha
[11] РИА «Новости» 11.04.2022 «Константин Косачев: Запад воспринимает успех России как свое поражение». https://ria.ru/20220411/kosachev-1782780428.html
[12] РИА «Новости» 11.04.2022 «Дугин: новый миропорядок сложится по результатам спецоперации на Украине». https://ria.ru/20220411/miroporyadok-1782934426.html
[13] ТАСС, 12.04.2022 «Путин заявил, что столкновение с антироссийскими силами на Украине было неизбежно». https://tass.ru/armiya-i-opk/14351983
[14] ВЦИОМ – Всероссийский центр исследований общественного мнения. старейшая российская государственная исследовательская организация. Основана в 1987 г.
[15] ВЦИОМ. Официальный сайт.
«Информационная война вокруг специальной военной операции».
«Россияне об Америке: новый «ледниковый период»?»
«НАТО и Россия: вчера, сегодня… завтра?»
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nato-i-rossija-vchera-segodnja-zavtra
[16] Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) – некоммерческая организация, созданная в 1991 в структуре ВЦИОМ. В 1992 вышла из состава ВЦИОМ, а затем стала одной из крупнейших социологических служб.
[17] «Левада-центр» 31.03.2022. Раздел «Конфликт с Украиной». https://www.levada.ru/2022/03/31/konflikt-s-ukrainoj/
[18] «Левада-центр» 15.04.2022. Раздел «Международные отношения». https://www.levada.ru/2022/04/15/mezhdunarodnye-otnosheniya-6/
[19] «Лаборатория публичной социологии» — исследовательский коллектив, основанный в 2011 году, и изучающий политику и общество в России и на постсоветском пространстве в сравнительной перспективе.
[20] Social Europe 22.04.2022 “Why do Russians support the war against Ukraine?” Svetlana Erpyleva
https://socialeurope.eu/why-do-russians-support-the-war-against-ukraine
[21] YouTube, 19.04.2022 “The Lies That Justified The War in Ukraine”, Ilya Ponomarev, https://www.youtube.com/watch?v=J_-Vbt9oFpw
[22] «Новая газета» # 103, 15.09.2021 «Было бы замечательно, если бы у нас была диктатура спецслужб». Глеб Павловский. Беседа с Кириллом Мартыновым.
[23] «Ведомости» 6.04.2022, «Известия» 15.04.2022, РИА «Новости» 16.04.2022
[24] Reuters 16.03.2022 ‘UK supplying starstreak anti-aircraft missiles to Ukraine, defence minister Wallace tells BBC’ — https://www.reuters.com/world/europe/uk-supplying-starstreak-anti-aircraft-missiles-ukraine-defence-minister-wallace-2022-03-16/;
The Times 19.04.2022 ‘Britain sends Stormer anti-aircraft vehicles to Ukraine’. https://www.thetimes.co.uk/article/britain-sends-stormer-anti-aircraft-vehicles-to-ukraine-86hcsj7mh
[25] Associated Press, News Line 21.04.2022 ‘A 91-year-old Holocaust survivor has died in a basement in the besieged Ukrainian port of Mariupol’. https://apnews.com/article/russia-ukraine-boris-johnson-business-europe-evacuations-8c8571d266e764ce982afde349bac7d3
[26] Автор текста – Ксения Максимова. Газета.ру. 20.04. 2022, 20:33.
[27] Mediasat 11.03.2022 «Русский канал RT запретили в Австрии». https://mediasat.info/2022/03/11/russkij-kanal-rt-zapretili-v-avstrii/