«Путин, случайно получив огромную власть в свои руки, распорядился ею с катастрофическими для России последствиями. И я не люблю его, потому что он не любит людей. Он не переносит нас. Он презирает нас. Он считает, что мы – средство для него, и только. Средство достижения своих личных властных целей. И поэтому с нами можно все – играть, как ему вздумается. Что нас можно уничтожать, как заблагорассудится. Что мы – никто. А он – хоть и случайно влезший наверх, но ныне царь и бог, которому мы должны поклоняться и бояться его.
В России вожди с подобным мировоззрением уже бывали. Это приводило к трагедиям. К большой крови. К гражданским войнам. А я этого не хочу». Анна Политковская «Путинская Россия».
Сегодня Анне Политковской исполнилось бы 63 года. Но 7 октября 2006 года она была убита в Москве. За два года до этого ее пытались отравить. Сейчас мы можем говорить, что та попытка отравления очень напоминала то, что произошло с Алексеем Навальным. Насилие с использованием государственных служб и ресурсов – главная суть мафиозного государства. Насилие и сила запугивания. «Страх для советского чекиста – мед. Нет лучше подарка ему, чем чувствовать, как трясутся поджилки толпы, которую требуется подчинить своей воле», — из той же книги Анны Политковской. Но важно не только не бояться. Важно – помнить. Помнить всех жертв, за которых Путину и его режиму придется ответить, и перед судом, и перед людьми, и перед историей.
Леонид Невзлин