Участники Х Форума свободной России, проходящего в формате онлайн, констатируют усиления авторитарных тенденций и в области политики, и в киберпространстве
Во второй день работы X Форума свободной России одной из центральных тем обсуждения стали взаимоотношения федерального центра и регионов, а также перспективы сохранения в России имперской модели управления. Открыл эту тему Круглый стол «Контуры нового федеративного договора в постпутинской России».
В самом начале участники дискуссии констатировали, что в настоящее время все попытки регионов добиться большей самостоятельности жестко подавляются Кремлем.
«Если регионы России создадут что-то наподобие Европейского Союза, это будет большое дело»
Бывший политзаключенный и депутат первого созыва Совета Федерации РФ от Новосибирской области Алексей Мананников напомнил, что в начале 1990-х годов первым пунктом его избирательной программы значилась «хозяйственная самостоятельность Сибири».
«Но все понимали, что речь идет о политической независимости по примеру Балтии», — отметил Мананников. И продолжил, что тогда за эту программу проголосовала треть его избирателей. Впрочем сейчас, как полагает спикер, этот процент, вероятно, был бы меньшим, в том числе из-за агрессивной пропаганды государственных СМИ.
Алексей Мананников считает, что будущий федеративный договор должен быть избавлен от недостатков договора 1992 года, где главенствующая роль отводилась «контрагенту» под названием «Российская Федерация», от имени которой подписывались все документы. И не был прописан порядок выхода регионов из состава федерации. Будущий договор должен начинаться с права на сецессию (выход из состава государства — А.П.) и в нем должно быть прописано, на каких условиях субъект может покинуть договор.
Один из основателей ныне запрещенной общественной организации «Башкорт» Руслан Габбасов начал с того, что в Республике Башкортостан, по его оценке, «начались мрачные времена».
«Новый глава республики Радий Хабиров сказал, что хочет оправдать доверие Владимира Путина. Не народа республики, а – Путина», — подчеркнул Габбасов.
И рассказал, что на общественников оказывается давление — им разбивают машины, обливают окна краской. А по количеству задержанных в апреле на акции в поддержку Алексея Навального, Уфа на втором месте после Санкт-Петербурга.
Руслан Габбасов также напомнил, что Башкирская республика была единственным субъектом, который вошел в состав РСФСР на договорной основе, тогда как все остальные были учреждены специальными декретами советского правительства. Поэтому национальное самосознание в республике очень развито.
Свое выступление Габбасов завершил так: «Изменения в стране произойдут неминуемо. Нас ждут интересные события. Мы, башкиры, сейчас думаем, нужен ли нам новый федеративный договор. Начиная с Ивана Грозного, мы три раза подписывали договоры с центром, и все три раза центр нарушал договор — когда центр становится сильным, он урезает полномочия».
Недавно в Литве был создан Институт регионов России, президентом которого стал Андрюс Алманис. Сам он родился на Алтае, где провел первые годы жизни, но и вернувшись в Литву, и став членом «Саюдиса» с момента его образования, совершал поездки в край, где было довольно много ссыльных литовских поселенцев.
Объясняя, почему Институт регионов России был создан в Литве, господин Алманис пояснил, что в самой России такую организацию трудно зарегистрировать. И добавил, что в Литве многие политики хорошо относятся к идее демократического развития России.
В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Андрюс Алманис затронул тему членства Литвы в Европейском Союзе, который во многом создан по принципу федерализма. Говоря о преимуществах такого объединения, Алманис упомянул финансовую поддержку стран, экономика которых пока находится несколько ниже общеевропейского уровня.
«Но по мне — это не самое главное. Важнее то, что Европейский Союз создан по принципу добровольного объединения, основой которого является защита прав человека и демократических свобод. И это — не пустая декларация! И если регионы России сумеют создать что-то наподобие Европейского Союза, это будет очень большое дело», — считает участник Форума свободной России.
Президент Института регионов России добавил, что наличие демократии в стране не ведет автоматически к созданию успешной экономической модели, и есть примеры, когда материального благополучия добивались страны, где демократические свободы существенно ограничены. «Но это, скорее, исключение, а правилом является то, что демократия и права человека создают основу для экономического развития», — подчеркивает он.
«Размер страны перестал играть определяющую роль в ее экономическом преуспевании»
Участники секции «Imperium infinitum: сможет ли Россия преодолеть имперскую матрицу» пытались определить, является ли Российская Федерация в ее современном виде империей и какая форма правления ей подходит больше всего. Кстати, латинское выражение «Imperium infinitum» в переводе на русский язык означает «бесконечное управление».
Экономический обозреватель, автор телеграм-канала EventsAndTexts Борис Грозовский считает, что Россия всегда существовала как империя, и в то же время от других империй ее отличает то, что она не имеет метрополии, и у нее нет четко выраженных границ между центом и колониями. Кроме того, нынешняя Россия отделена от своего изначального образования — Киевской Руси, которая сейчас находится на территории другого государства.
Грозовский также заметил, что современная мировая торговля сглаживает издержки и значительно снижает риски, существовавшие в прошлом. Товар может придумываться в одной стране, а изготавливаться в нескольких других. Размер государства становится уже не так важен и в современном мире, имперская модель во многом перестала быть экономически выгодной.
Доктор философии, историк и публицист Игорь Чубайс уверен, что термин империя не годится для определения России. «Если брать политологическое определение — это государство, в центре которого стоит император, — продолжил он. — А это означает, что Центральноафриканская Республика времен Бокассы, Япония и Британская империя — суть, одно и то же». Нынешнюю Российскую Федерацию Игорь Чубайс считает новым изданием СССР, который, в свою очередь, был враждебен той России, которая существовала до 1917 года. Поэтому нужно осудить Советский Союз и вернуться к традициям дореволюционной России. И не стремиться к распаду страны, как предлагали некоторые участники предыдущей секции, а менять политическую систему.
Политолог Андрей Окара считает, что империю характеризуют правовой порядок и наднациональный характер государства. Произошедшая в 2014 году аннексия Крыма Россией, это, по его оценке, возвращение не к имперской модели государства, а к деспотии, то есть — к неограниченной власти по азиатскому образцу. Окара также предупреждает, что смена лидера страны и даже правящей элиты не приведет автоматически к смене матрицы государства.
«Это — долгий и трудный процесс. Но то, что мы рефлексируем по поводу этих вопросов, ищем на них ответы — большое дело», — считает эксперт.
Четвертым участником дискуссии стал экономист и публицист Владислав Иноземцев. Он заметил, что в империи регионы находятся в подчиненном отношении к центру, и с этой точки зрения Российская Федерация подпадает под определение «империя».
Упомянув о событиях начала 1990-х годов, Иноземцев подчеркнул, что Федеративный договор, подписанный в конце марта 1992 года, был, по сути, демонтирован Конституцией РФ, после чего полномочия регионов непрерывно начали сокращаться. Сравнив Европейский Союз с Евразийским Союзом, Владислав Иноземцев отметил, что первый представляет собой объединение метрополий, поэтому не может быть империей. А второй, это — попытка объединения метрополии с бывшими колониями.
По окончании дискуссии корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила Бориса Грозовского разъяснить тезис об экономической бессмысленности больших государств. Эксперт напомнил, что гарвардский экономист Альберто Алесина в работе The size of nations показал, что, примерно до XIX века приобретение новых земель, увеличение численности населения непосредственно конвертировалось в могущество государств, делая их более конкурентоспособными с большей возможностью по сбору налогов, формированию больших армий и так далее.
«Поскольку международная торговля тогда была относительно мала как доля ВВП и была сопряжена с большим риском, у небольших стран было меньше возможностей для торговли. Положение радикально изменилось за XIX-XX вв. Транзакционные издержки и риски мировой торговли радикально снизились, ее доля в ВВП выросла в разы. В результате размер стран перестал играть определяющую роль в экономическом преуспевания страны», — продолжил собеседник «Голоса Америки».
Кстати, в последние несколько десятилетий возник термин «промышленная империя», который стали применять к транснациональным корпорациям, зачастую, основанным успешными бизнесменами. Однако, по мнению Бориса Грозовского, такие гигантские компании с филиалами на разных континентах называют «империями» только в метафорическом плане, и с империями-странами они ничего общего не имеют. И в этих компаниях России крайне трудно рассчитывать на роль «метрополии».
«Что касается мирового разделения труда — начиная с X -XI веков территории нынешней России встраивались в него как поставщики сырья — от собольих шкурок до нефти и газа. И преимущественно сырьевой характер нашего экспорта неизменен уже больше тысячелетия», — подытожил экономический эксперт.
«Люди пользуются серверами, которые им удобнее, а не теми, которые им навязывают»
Заключительная дискуссионная панель второго дня называлась «Как противостоять «цифровому ГУЛАГу»». Модератор сессии — главный редактор портала Newsader Александр Кушнарь — пояснил, что под термином «цифровой ГУЛАГ» подразумевается система ограничений, которые сейчас выстраивает российская власть в киберпространстве внутри страны.
Живущий в США предприниматель и киберспециалист Михаил Таланов отметил, что он категорически не согласен с тем, что у нынешнего руководства России нет идеологии. С его точки зрения, как раз идеология и является первопричиной упомянутой системы ограничения. По мнению Таланова: «Путин и его окружение являются последователями русского фашизма, как его описывал философ Иван Ильин. И это — основа путинской идеологии».
Далее Таланов пояснил, что в работах Ильина демократия и свободный мир — некий набор событий, которые происходят в мире без участия России. В результате возникает хаос, а это плохо. Поэтому всем нужно управлять. Для российской власти, придерживающейся философских постулатов Ильина, люди представляют собой ресурс, их жизнь значения не имеет. Социальные лифты — это плохо, поэтому у человека нужно отобрать веру в то, что он может изменить жизнь к лучшему, и он не должен быть несчастен из-за того, что у него зарплата $200. А Интернет создает угрозу для осуществления этих постулатов.
Михаил Таланов полагает, что отношение путинской команды к Интернету — это продвижение страны назад и вниз.
«Но у них (команды Путина) ничего не получится», — уверен киберспециалист. И дает совет молодым россиянам: если у вас нет возможности реализовать себя в своей стране — нужно уезжать, ибо жизнь человека в соотношении с существованием диктаторского режима коротка.
Главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов считает, что современная российская бюрократия одержима осуществлением тотального контроля. Система цифровой слежки внедряется в России со скоростью выше, чем в Китае. По словам Солдатова, базой для успеха российских властей была пассивность населения. Но поскольку власти так сильно рассчитывают на цифровизацию, она стала частью жизни каждого обывателя.
Участник дискуссии привел пример: «Еще недавно многим в России нужно было объяснять, что такое VPN (комплекс технологий, открывающий доступ к заблокированным ресурсам — А.П.), а сейчас многие россияне активно их устанавливают».
Андрей Солдатов считает, что гражданское общество в России все-таки еще живо и политическое поле еще не выжжено полностью. И доступ к глобальным платформам запретить очень трудно, поскольку все время появляется нечто новое.
Преподаватель Свободного Университета Александр Исавнин также считает, что действия властей имеют нежелательный для них побочный эффект.
«Я надеюсь, что молодые люди понимают, как государство действует против их интересов. И само государство им в этом помогает, замедляя отдельные серверы», — отметил он.
По словам Исавнина, Интернет замечателен тем, что в нем можно было создавать инновации без разрешения. Но если раньше это было свободно, то сейчас несколько труднее.
Вместе с тем, Александ Исавнин отметил, что, к примеру, поисковой системой sputnik даже в России пользуются очень мало, потому что это всего лишь попытка «повторить чужой успех».
«Люди пользуются серверами, которые им удобнее, а не теми, которые им навязывают», — заключил он.
В ходе Х Форума свободной России зарегистрированным пользователям было предложено проголосовать за внесение очередных кандидатур в «Список Путина» — перечень высокопоставленных российских чиновников, приближенных к властям владельцев крупных компаний и журналистов государственных СМИ, причастных к клевете на оппозицию. А также — за текст резолюции в связи с захватом режимом Лукашенко самолета ирландской компании Ryanair. Результаты голосования станут известны в воскресенье.