«Россия хочет получить больше контроля над своим интернетом — речь часто идет о своего рода российском варианте «великого китайского файрвола», — пишет немецкое издание Berliner Zeitung. — С 1 ноября в стране действует новый закон о так называемом суверенном интернете. Российские ведомства сообщили, что речь идет об укреплении защиты от кибератак из-за границы. Однако критики говорят: российское правительство скорее хочет заставить замолчать критиков и воспрепятствовать вирусному распространению критики».
Речь идет о полном отделении сети от иностранных серверов и данных. Но так ли просто осуществить это в России?
«Клаус Ландефельд, эксперт по IT-безопасности и член правления интернет-объединения Eco, сомневается, что в России можно реализовать подобное: в Китае, по его словам, изначально делали ставку на модель «великого файрвола». «Там существует пять точек сопряжения с зарубежным интернетом, в России же таковых около 3 тыс.», — говорит эксперт».
«К тому же в России не две крупных компании, организующих это соединение, как в Китае, а десятки компаний, в том числе не государственных (…)», — передает издание.
«В тени находящихся под контролем государства прессы и телевидения в России возникла критическая интернет-среда с миллионами пользователей. На YouTube активны смельчаки и ряд журналистов, например, Юрий Дудь, наиболее известный российский YouTube-блогер. Онлайн-журналы Meduza, The Insider или The Bell читают миллионы людей». При этом популярность классических СМИ падает, говорится в статье.
По словам Ирина Малковой, главного редактора The Bell, настроения в редакциях онлайн-СМИ отмечаются ощущением большой неопределенности, тем не менее ее редакцию новый закон пока не затронул. «Курьезно, что цензоры и медийные регуляторы дают очень разобщенное представление о том, что разрешено, а что нет, — отмечает издание. — (…) «Решения принимаются выборочно. Необязательно, что тот, кто опубликует сообщение о коррупции, после этого сразу же окажется в тюрьме. Кто-то может писать резкие политические комментарии в своем блоге, и ничего не случится. Но есть СМИ и журналисты, которых за это арестуют», — говорит Ульрике Груска, эксперт «Репортеров без границ», написавшая 50-страничный доклад о положении интернет-СМИ в России».
«Насколько самоуправно действует российская цензура, показывает пример электрика Андрея Бубеева, опубликовавшего во «ВКонтакте», российской версии Facebook, текст под названием «Крым — это Украина». Во «ВКонтакте» у него всего 12 друзей, однако этого оказалось достаточно для того, чтобы приговорить его к двум годам и трем месяцам тюрьмы. Сегодня Бубеев живет на Украине. Его пример показывает: речь идет о том, чтобы создать создать атмосферу страха и неопределенности, говорит Ульрике Груска».
«Что будет дальше с российским интернетом? Это сложно предсказать, говорят такие эксперты, как Ульрике Груска. Во всяком случае в России есть растущее критическое общество, ведущую роль в котором играет молодежь и которое больше не будет терпеть всё», — пишет Berliner Zeitung.
Источник: InoPressa