Блогосфера о дискуссиях на VII Форуме свободной России
В Тракае 8–9 июня прошел очередной Форум свободной России, участники которого искали пути для развития России, выхода из ситуации лишения демократии и полного огосударствления страны. Сооснователь Форума Гарри Каспаров отметил, что Форум обсуждает те темы, на которые в России наложено табу. Участники обсуждают в блогах дискуссии (иногда — крайне острые) и наиболее запомнившиеся моменты Форума.
«Изначально было понятно, что выбор летнего Тракая в качестве места проведения 7-го Форума свободной России несёт определённые риски: сложная логистика, соблазн для участников сменить зал Форума на пляжи литовских озёр). Но сейчас приехал к тракайскому замку и понял, что решение было верное — фантастическая здесь природа и древний замок литовских князей впечатляет».
«Два дня российская «либеральная общественность» отчаянно обсуждала расширение «Списка Путина» и включение в него Олега Кашина. Сегодня к дискуссии подключилась тяжёлая артиллерия — свою передачу на телеканале «Россия» базе Форум свободной Россиипосвятил мерзавец Соловьев. Вместе с ним кривлялся и паясничал ещё один новый фигурант нашего санкционного списка — пропагандист Михаил Шахназаров. В очередной раз вспоминается «принцип Немцова»: эффективность политического действия при диктатуре можно оценить лишь по реакции на него со стороны власти. Раз снова колотятся в истерике, значит бьем в самое больное место».
Паблик Форум свободной России:
«Гарри Каспаров: Впервые, мне кажется, в условиях современной оппозиции в России появляется такое ядро, готовое действовать совместно для транзита России из нынешнего ее катастрофического в нормальное сообщество цивилизованных стран».
Лиора Габриэль-Лурье:
«Секция по Беларуси. Особо нового ничего. Включая Санникова. Но люди слушают, им интересно. Пускай.
После обеда начинается дискуссия о русофобии. Ой, предчувствую взрыв мозга. Но вообще ФСР остается интересной площадкой.
Послушаю сейчас, что будут обсуждать Каспаров, Артемий Троицкий, Михаил Светов и Даниил Константинов».
«Только у нас можно встретить «либертарианца», выступающего за единую и неделимую империю. Ну а когда г-н Светов стал призывать создать собственную историческую мифологию, поскольку, кроме мифов, в истории вообще ничего нет — тут такими скрепами потянуло! И одновременно — большевизмом.
Желание г-на Светова сделать свою страну «самой свободной и счастливой в мире» похвально. И хочется верить, что в противостоянии тех, кто «за Россию, в которой хотят жить», и тех, кто «за Россию, которую боятся», он будет на стороне первых. Но почему ему недостаточно сделать свою страну просто свободной и счастливой? Просто нормальной страной? Откуда это неизбывное стремление быть «самыми-самыми» хоть в чем-то, хоть в какой-то форме, пусть и не худшей? Хотя бы так, но опять имперские амбиции, стремление к величию, доминированию, основанное на противопоставлении себя другим. Своих чужим.
На мой взгляд, в подоплеке тут агрессивная абсолютизация правыми либертарианцами конкурентного начала в жизни общества и умаление начала солидарности. Националист Даниил Константинов говорит о снижении уровня насилия и жестокости как главном критерии прогресса, о расширении гуманистической и альтруистической повестки. А «либертарианец» Михаил Светов фактически проповедует безудержный социальный эгоизм. И отнюдь не была случайна его вполне агрессивная реплика о том. что его не волнуют вопросы равенства.
Так что же дороже нашим «либертарианцам» — антиэтатизм или антиэгалитаризм? Этот вопрос я ставил в своей январской статье «С кем вы, господа либертарианцы?».
«В одной из дискуссий меня попытались пожурить за мое «ультраправое» прошлое. Напомнили о Марше против этнопреступности, кампании «Хватит кормить Кавказ» и участии в Русском марше и поинтересовались, знают ли мои коллеги по Форуму (как было сказано, «евреи и кавказцы») о моем прошлом:) Поскольку участвовать в длинном треде с кучей мерзостных комментов мне не хочется, отвечу здесь.
…Я и сейчас являюсь русским националистом. В хорошем смысле, без всякой придури. Без ксенофобии, без ненависти, без сектанства, без этатизма и «капусты в бороде». Русский национализм был страстным явлением, движимым глубинными инстинктами русского народа. А то, что были с ним проблемы, да! Но кто здесь чистый и пушистый?! А?!
И только призывать больше не кормить Кавказ я бы УЖЕ не стал. Все мы в равной степени являемся жертвами по сути колониальной политики российских властей по отношению ко всем народам. Призывать надо не прекращать кого-то кормить, а отдавать нам обратно принадлежащее нам право определять свою судьбу, включая все вопросы политического и экономического характера. «Хватит кормить Кремль», — вот что бы я сейчас прокричал со всей силы.
Поэтому нет. Жалеть мне не о чем. И, да. Мои коллеги «евреи и кавказцы» все это знают обо мне. И даже больше). И мы проводим с ними секции на Форуме о русофилии и русофобии и спорим о будущем единстве или распаде России. Спорим страстно, иногда на крик. Но в этом и есть сила Форума. Живая жизнь, дискуссия, споры. А вы все (критики), простые конформисты. Тусовочка друзей, лояльных к власти и к друг другу. Мягкие, удобные и банальные до жути».
«Следующий VIII ФСР планируется на ноябрь. Сколько их должно состояться, прежде чем внесистемная российская оппозиция получит шанс сменить нынешнюю мерзкую власть?
Мы уже не оппозиция, мы — сопротивление! Так прозвучало на нашем собрании впервые, и это правильное и более точное слово.
Дискуссии, анализ, мнения, информация, заявления, голосования, споры…
Форум — это помимо всего прочего, и встречи старых друзей-единомышленников, новые знакомства, культурная программа и обязательно планы…
Мне особенно приятно среди участников встречать спикеров-гостей моего Дискуссионного клуба. В этот раз их было четверо. Игорь Яковенко как-то ускользнул от фотографирования, а с Костей Эггертом, Мишей Световым и Сашей Морозовым отметились под плакатом с номерным Форумом…
Сколько ещё будет таких Форумов за границей? Неизвестно.
Но известно, что с каждой встречей мы становимся ближе друг к другу, находим больше взаимопонимания.
Одни участники отсеиваются, другие закрепляются здесь. Люди проверяются временем и делами. Костяк сформировался, и его политический потенциал очень высок.
Многое в судьбе нашей страны зависит совсем не от нас. Но и от нас зависит кое-что. И зависит всё больше и больше!
Я считаю честью для себя быть частью этого Форума вместе со своими друзьями.
До новых встреч!»
«Леонид Невзлин всегда держится скромно на Форумах Свободной России, но от микрофона порой любопытно высказывается.
Только что на панели, модерируемой Александром Морозовым и посвящённой проблеме Белоруссии и вероятности нового аншлюса, Невзлин предложил создать не что-нибудь, а новый форум.
Внимание:
Форум Свободных Людей Молдовы, Беларуси, Украины и России!..»
«Свободные обсуждения российской политики в самой России, увы, невозможны.
Тем не менее, на литовских форумах традиционно царит полная свобода слова и кипят дискуссии, поскольку их участники придерживаются довольно разных взглядов, их невозможно приписать к какой-то одной «партии». Сюда приезжают либералы, левые и правые. В этом году особенное внимание участников привлекли нарастающие протесты в различных российских регионах, которые оказались активнее московских. В Ингушетии граждане протестовали против урезания границ своей республики, и без того самой маленькой по территории в РФ. В Екатеринбурге — против вырубки городского сквера и строительства там нового храма РПЦ. В Архангельской области и Республике Коми — против строительства полигона для московского мусора, который чреват экологической катастрофой для всего российского Севера, поскольку его планируется построить у истоков рек.
Организатор Форума свободной России Гарри Каспаров по итогам мероприятия заявил: «Форум в Литве будет продолжаться столько, сколько будет сохраняться фашистский морок в России. И он прекратит свою работу здесь в тот день, когда мы сможем свободно собираться в самой России». Но останется ли к тому времени страна, которая называется «Россией»? Как известно, «фашистский морок» в другой стране привел к тому, что она надолго утратила свою целостность…
…Понятно, что никакие регионы не «улетят в космос», а с ними в любом случае придется договариваться. И договорный опыт был бы очень полезен для Форума, если его участники действительно мечтают о подлинном федерализме. Но к сожалению, тема межрегионального договора все еще представляется многим оппозиционерам не слишком актуальной. Как бы не стало поздно…»
«Дискуссия на Форуме свободной России о границах допустимого сотрудничества с властью. Гарри Каспаров и Марк Фейгин — за жесткое осуждение любого сотрудничества, включая участие в любых выборах; Марат Гельман — за понимание тех, кто сотрудничает; я — за дифференцированный подход и концепцию политической дополнительности».
«По поводу одной дискуссии на Форуме свободной России.
Не очень понимаю, а чем части граждан так близок и дорог некто О.Кашин? Вот чем?
Никто так не обсуждает ни холмогоровых, ни просвирниных. А это… солнце русской журналистики? И говорим — «оооо!»
Колонки в Репаблик? И что? Вон, на «Эхе» кого только нет.
Не знаю, как там со списком путена — я на ФСР не был, в дискуссиях не участвовал.
Просто считаю лондонское существо неприятной личностью (и текст о рядовом Сычеве не забыл и не забуду). И непрофессионалом от журналистики. Потому что мне наплевать на контексты, тонкую иронию, толстую иронию, но когда кто-то говорит «нет никакого Тукая в Казани» — это примерно как сказать «нет никакого Пушкина на площади Искусств в Петербурге». Глупо, просто глупо.
Похоже, мы имеем дело со «Светой из Иваново», только мужеска пола и с раздутым клакой интернет-авторитетом. А так — «Света из Иваново».
«В отношении невооруженного противника я — за создание атмосферы максимальной моральной нетерпимости к коллаборационистам и конформистам, активно или даже пассивно сотрудничающим с существующей властью. Чтобы было осознанно: человек, политически сотрудничающий с нынешней властью, разделяет моральную ответственность за все ее мерзости внутренние и внешние. И чтобы это определяло отношение к нему. Но ведь список предполагает не просто моральное осуждение. Он предполагает какие-то «санкции» на государственном уроне, связанные с реальными правовыми ограничениями. Здесь или за границей. Хотя бы в будущем.
Вообще-то стирание границы между правовыми и моральными нормами — это признак фундаментализма и тоталитаризма. Плохо, когда эту границу перестают видеть люди, считающие себя либеральными. Вот тогда и оказывается, что прокремлевских взглядов уже достаточно для включения в санкционный список.
Или взять включенную в этот список еще на прошлом форуме Кристину Потупчик. Нет, я не забыл гадости, которые она делала в свой «нашистский» период. Но она уже несколько лет последовательно ведет публичную кампанию против репрессивно-запретительных законов, против преследования за посты и репосты, против наступающего клерикального мракобесия. При этом остается путинистской. Во всяком случае, так себя позиционирует. Не пытается подладиться к оппозиции, изобразить переход на ее сторону. Может, хочет себе чего-нибудь на будущее застолбить, а может еще чего — я не знаю. Но в этом ли дело? Вы же мечтаете о появлении «здравомыслящей части» у путинской элиты. Совместными усилиями с которой можно будет мягко демонтировать режим. Так вот вам прекрасный кандидат на эту роль — Кристина Потупчик. Зачем же ее в список?
Я бы очень хотел, чтобы участники антипутинского сопротивления прислушались к тому, что говорил на Форуме Игорь Яковенко о дифференцированном подходе».
«Десять стихотворений прочел Александр Кабанов на закрытии Форума в Тракае. Это одна из самых ценных возможностей всяких конференций и фестивалей, я не только послушал его мощные, мужские стихи, — это поэзия, которая включает смерть в себя и побеждает ее, — но и поговорил с ним час про украинскую культурную полемику после 2014 года. Я слушал его стихи и думал о том, что в тяжелые времена, когда политика катится на дно, а формы человеческого сосуществования делаются сомнительными, да и сам человек с его возможностями противостоять злу кажется слишком слабым, — в такие времена поэзия оказывается «формой надежды», более сильной, чем другие формы речи».