После масштабного расследования Роберта Мюллера был опубликован доклад о том, что Россия стремилась (минимально) вмешаться в американские выборы в 2016 году, однако без «сговора» с…
После масштабного расследования Роберта Мюллера был опубликован доклад о том, что Россия стремилась (минимально) вмешаться в американские выборы в 2016 году, однако без «сговора» с президентом Дональдом Трампом. Результаты доклада – просто бомба в американской политике. Демократы оказались в очень трудной ситуации: они годами говорили, что Трампа могут избрать только благодаря вмешательству России. Они верили и пытались убедить избирателей, что Трамп просто не мог победить лишь благодаря своим заслугам. Теперь, когда нарратив демократов рухнул, Трамп изменил суть спора и поясняет, что именно демократы вступали в сговор с иностранным государством – с Украиной.
По сообщениям американских СМИ, советник президента США, бывший мэр Нью-Йорка и бывший федеральный прокурор Рудольф Джулиани считает, что правительство должно расследовать это как потенциальное преступление и привлекать к ответственности виновных.
Дело в том, что посольство Украины в Вашингтоне оказывало непосредственную помощь Демократической партии в создании негативных месседжей, которые должны были наносить вред Трампу. Например, «черная бухгалтерия» [Партии регионов] была либо полной подделкой, либо публиковалась выборочно, чтобы нанести ущерб тогдашнему советнику Трампа Полу Манафорту. Расчет был на то, что скандал с Манафортом отразится на Трампе и повысит шансы Хиллари Клинтон на победу на выборах.
Американская и украинская пресса цитируют бывшего украинского дипломата и эксперта по американо-украинским отношениям Андрея Телиженко, который был прикомандирован к посольству Украины в Вашингтоне во время президентских выборов в США. Ему якобы было поручено работать с американскими демократами для гарантии, что негативные месседжи о Трампе будут опубликованы.
Никогда раньше не писал об этом публично – в 2015–2016 годах я работал руководителем Cambridge Analytica, причастной к президентской кампании республиканцев. Посольство Украины связывалось со мной, чтобы организовать встречу с сенатором США, с которым я работал. Однако после этого мне позвонил Телиженко, сообщив, что в этой встрече уже нет необходимости, поскольку «посольство больше не заинтересовано во встрече с республиканцами». Когда я спросил, почему посольство больше не заинтересовано во встрече с крупнейшей политической партией США, Телиженко ответил мне: «Простите, мы работаем на победу Хилари». Телиженко извинился, сказал, что понимает – это неправильно и стратегически неразумно, но его руководитель, посол Валерий Чалый, приказал ему разорвать связи со всеми республиканцами, включая моего бывшего босса и хорошего друга Украины, сенатора Джона Маккейна.
Для меня это выглядело бессмысленно: разве цели посольства не в том, чтобы встречаться и дружить со всеми? Но что более важно, почему украинское посольство «встало на чью-то сторону» во внутренней политике США? Для меня это было непонятно. Сегодня мы знаем всю историю: Украина не только не хотела встречаться с республиканцами, но и непосредственно работала с Демократической партией.
Из всего, что я вижу, слышу и читаю – похоже, США постараются определить, кто конкретно из Украины сыграл тогда определенные роли. Эти люди вполне могут столкнуться с вопросами или наказанием со стороны правительства США. Как это отразится на самой Украине, сказать труднее. На мой взгляд, поскольку в Украине теперь новый президент, то, скорее всего, всех, кто был вовлечен в этот скандал (министр иностранных дел, глава СБУ, посол Украины в Вашингтоне), вскоре заменят. Новоизбранный президент Зеленский не имеет к этому никакого отношения, поэтому его администрацию не тронут.
Конечно, остается послевкусие незаконного решения украинской власти вмешаться в американские выборы. И важно, чтобы Зеленский исправил ситуацию, которая стала следствием деятельности его предшественника. Во время своей первой поездки в Соединенные Штаты Зеленский должен немедленно продемонстрировать, что Украина – не только стратегический партнер, но и верный союзник, который действует на основе полной прозрачности и добросовестности в двусторонних отношениях. Самый простой способ – назначить для управления международными отношениями людей, открыто демонстрирующих проамериканские взгляды. А также – расследовать и сурово наказывать тех, кто решил вмешиваться в выборы в Америке.
Крайне важно, чтобы Зеленский не допускал тех же нелепых, «аматорских» и неприемлемых ошибок, которые повторяли последние президенты Украины, выбирая, кто будет представлять страну на международном уровне. Быть «молодым» – не значит быть «реформатором». Финансирование от «левых» организаций (таких, как Фонд Сороса) или принадлежность к «левым» (как бывший вице-президент Джо Байден) не помогут улучшить отношение Вашингтоне. Если вы хотите назначить «молодых», то должны выбрать людей, у которых отличные отношения с республиканцами. Таким образом, первые шаги Зеленского по возвращению американо-украинских отношений в нормальное русло просты: покажите, что вы хотите лучших отношений, но не пустыми словами, а решительными действиями.
Джейсон Смарт